![]() ![]()
ЖАКОШКА — см. жако. ЖАЛОВАННЫЙ ИКОНОПИСЕЦ — иконописец, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье. Ср. кормовой иконописец, городовые иконописцы.
ЖЕЛЕЗЦЕ — металлический инструмент, железный обломок, применяемый для обработки иконной доски, выравнивания левкаса и т. п. ЖЕЛТЬ — краска желтого цвета, возможно, окись свинца. ЖЕМЧУГ — шарообразные (или неправильной формы) образования, развивающиеся в теле некоторых моллюсков и состоящие, в основном, из перламутра. Используется для украшения различных изделий и церковной утвари, окладов икон, в лицевом золотном шитье. ЖЕМЧУЖНИК — см. перлы в знач. 2
ЖЕРЕБОК (уменьшит. от жеребей) — небольшой кусочек какого-либо материала. Рыбный или мездровый клей может храниться в виде гранул — жеребков. ЖЕРТВЕННИК — помещение северной абсиды, в котором располагают предметы для приготовления и совершения проскомидии.
ЖИВОПИСЬ — род изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Различают монументальную живопись (стенопись, панно, плафоны), станковую живопись (к которой относят и иконопись), декоративную роспись и т. д. Основные технические разновидности: масляная, темпера (основная традиционная техника иконописи), клеевая, восковая (энкаустика), эмаль мозаика, витраж и т. д. ЖИРНЫЕ ЛАКИ (мн. ч.) — лаки, содержащие от 1,5 до 2 частей масла на 1 часть смолы. Полужирные лаки содержат примерно равные количества смолы и масла. См. также тощие лаки.
ЖУХЛОСТЬ — помутнение, утрата блеска и яркости красочного слоя. ЗАВЕСА, катапетасма — занавес, находящийся за Царскими Вратами со стороны алтаря.
ЗАПИСЬ — подправка красками, сделанная поверх первоначального красочного слоя с целью поновления иконы. Различают частичную и сплошную запись. При многократных поновлениях говорят о многослойной записи. ЗАПОНА [запона] 1. металлическая застежка, пряжка на одежде, книжном окладе и т. п. 2. завеса, занавес. В Повести временных лет князю Владимиру христианский философ-проповедник показывал запону (икону на холсте?) с изображением Страшного Суда, призывая князя принять крещение.
ЗАТВОРНИК — монах, совершавший подвиг в уединении (в затворе). ЗАТЫЛЬ — оборотная сторона иконной доски.
ЗВАТЕЛЬЦЕ, придыхание — нечитаемый надстрочный знак над начальной гласной буквой слова в церковнославянском языке.
ЗЕЛЁНАЯ ЗЕМЛЯ — природная краска зеленого цвета, празелень. Чаще всего представляет собой глауконитовую глину. ЗЕЛЕНЬ — краска зеленого цвета, получаемая, скорее всего, из размельченного малахита. ЗЕЛЬЕ — любой состав из растительного сырья, например, чесночный сок, применяемый в качестве клеящего состава.
ЗЛАТО — золото.
ЗНАМЕНЩИК — мастер-иконописец, главный художник в дружине, размечающий композицию, прорисовывающий изображения и руководящий всеми работами по созданию иконы. ЗНАМЕНЬЕ — в иконописи разметка контуров изображения (обычно более жидкой темной краской) перед письмом; знаменить — намечать состав будущей композиции, контуры изображений. ЗОГРАФ [зограф] (греч. ζωγραφος — живописец) — художник, живописец, иконописец. ЗОЛОТАРЬ [золотарь], златарь — золотых дел мастер, ювелир. ЗОЛОТНАЯ НИТЬ — в вышивке и ткацком деле нить, полученная волочением, битьем, сканью или прядением из золота, серебра и других металлов. Волоченая нить — тонкая проволока, полученная поэтапным протягиванием через сужающиеся отверстия. Бить — расплющенная проволока. Сканная нить — результат скручивания волоченой и шелковой нити. Пряденая нить — результат обкручивания шелковой или льняной нити волоченой нитью или битью. ЗОЛОТНИК — мера веса, равная 4,266 г. ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ — шитье, выполняемое золотными нитями, канителью, низаным жемчугом и драгоценными камнями.
ЗОРКИ — зрачки глаз. ЗРАК — образ, вид. ЗУБ — см. зубок ЗУБОВ ФЕДОР ЕВТИХИЕВ (Евтихиевич) (Усолец, Устюженец) (до 1647 — 3 ноября 1689) — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля
| ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |