ХАЛКОПРАТИЯ — ремесленный район Константинополя, известный храмом Богородицы. С халкопратийским храмом связывается один из иконографических типов Богоматери без Младенца. ХАРИЗМА [хари́зма] (греч. χαρισμα — милость, дар) — см. благодать. ХАРТИЯ [ха́ртия] (от греч. χαρτης — лист бумаги) — в иконописи развернутый свиток с текстом. Подразумевается, что текст, написанный на хартии в руке персонажа, направлен от этого персонажа к зрителю (молящемуся перед иконой). Тексты в хартиях чаще всего представляют собой наиболее известные изречения изображаемых на иконе и приводятся в иконописных подлинниках. ХВАЛИТЕ ГОСПОДА С НЕБЕС — сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери. ХВОЩ — травянистое растение, используемое для окончательной шлифовки и полировки поверхности левкаса. Выхвощить — обработать с помощью хвоща. ХЕРУВИМЫ [херуви́мы] — см. ангелы. ХИЛАНДАР (греч. Χιλανδαριου) — сербский православный монастырь на Афоне. С Хиландаром связывают некоторые чудотворные иконы Богородицы, например, Троеручицу.
ХИНТИ — см. индиго ХИРОТОНИЯ [хирото́ния] (греч. χειροτονια — положение рук, голосование поднятием рук) — см. рукоположение. ХИТОН [хито́н] (греч. χιτων) — нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины. Стяжной хитон — означает тканый с украшениями-полосами, квадратами, с определенной «выработкой», то есть не прямой, не гладкий. ХЛАМИДА [хлами́да] (лат. chlamidis — плащ) — короткий прямоугольный отрезок плотной ткани, скрепляемый на плече, одежда путешественника и воина. ХЛЕБНЫЙ МЯКИШ. Размятый в руках до почти полной потери клейкости мякиш ржаного хлеба может применяться в золочении для переноса листового (сусального) золота на поверхность произведения и для снятия излишнего золота, попавшего на места, не обработанные клейким составом. ХОЛСТЯНАЯ ЦКА — см. цка холстяная. ХОЛУЙ [хо́луй] (от фин.-уг. возвышенное место на болоте) — ранее слобода, ныне поселок городского типа в Южском районе Ивановской области на реке Тезе. Первые упоминания относятся к XVI в. C XVII в. становится одним из традиционных центров иконописи. С 1930-х гг. иконопись вытеснена лаковой миниатюрой. ХОРУГВЬ [хору́гвь] (от монгол. orongo — знак, знамя) — 1. воинское знамя; 2. священное церковное знамя, которое вместе с крестом и иконами несут участники крестного хода. ХРАМ (др.-рус. хоромы — дом, строение) — дом молитвы, специальное здание для отправления богослужения. Главный храм епархии, города или монастыря называют собором, в нем служит местный архиерей. Православный храм делится на три основные части: притвор, собственно храм и алтарь, отделенный иконостасом. ХРАМОВАЯ ИКОНА — 1. икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма. В иконостасе обычно расположена в местном ряде, вторая справа от Царских Врат, после иконы Христа; 2. в противоположность домовой моленной иконы, икона, предназначенная для размещения в храме. ХРЕБЕТ [хебе́т] (не [хребёт]) (от ст.-слав. хрьбьтъ) — в иконописи боковая сторона (торец) иконной доски. ХРИСТОС [христо́с] (род. п.: Христа́; зват. п.: Христе́) (греч. Χριστος, дословно — помазанный от χριω — умащивать, натирать маслом) — см. Иисус Христос ХРИСТОС ВО ГРОБЕ — см. Не рыдай Мене, Мати ХРОМОВАЯ ЗЕЛЁНАЯ — неяркая краска зеленого цвета, окись хрома. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ — эпитет Богородицы. В восточной иконописной традиции наиболее полно раскрывается в композиции Предста Царица одесную Тебе, в западной — в теме коронования Богоматери. ЦАРСКИЕ ВРАТА — двустворчатая резная дверь в центральной части иконостаса православного храма, через которую во время божественной литургии выносятся Святые Дары. На Царских Вратах обычно располагаются изображения Благовещения (вверху) и четырех евангелистов . Вместо евангелистов могут изображаться Василий Великий и Иоанн Златоуст. ЦАРЬ СЛАВЫ — иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой. ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем ЦАРЬ ЦАРЕЙ — АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ — смешанный тип изображения Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Первосвященника. ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей». ЦАРЬГРАД — см. Константинополь ЦАТА [ца́та] (др.-рус. цята от лат. centus — мелкая монета) — металлическое украшение в форме перевернутого полумесяца, прикрепляемое обычно своими краями к нижним концам венца на окладе иконы и прикрывающее грудь персонажа. ЦВЕЧЕНИЕ золота и серебра — художественный прием в иконописи, аналог глассировки в живописи: покрытие золоченой или посеребреной поверхности прозрачной краской, для придания желаемого оттенка. Краски для цвечения обычно замешивались на живице, разбавляемой скипидаром. ЦЕЛИТЕЛЬ [цели́тель] — человек, обладающий даром исцеления от болезней. В иконописи могут изображаться с атрибутами: коробкой (ящичек с лекарствами) и лжицей (ложечкой). ЦИАН [циа́н] — см. киан ЦИНГЯРИ — то же, что ярь веницейская ЦИНКОВЫЕ БЕЛИЛА — краска чистого белого цвета, окись цинка. ЦИНКОВЫЕ ЖЁЛТЫЕ — краска желто-зеленого оттенка на основе сложных хромовокислых солей цинка. ЦИРОВКА [циро́вка] (от нем. zieren — украшать) — инструмент иконописца, затупленная игла, употребляемая для соскабливания краски, положенной по позолоченной поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента. ЦОКОЛЬ [цо́коль] (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — в архитектуре нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. ЦКА, дцка (от слав. доска) то же, что доска. Цка холстяная — кусок полотна, покрытый (чаще всего с обеих сторон) левкасом, на котором пишется икона (ср. доска). |