
ЧАСОВНЯ [часо́внjа] — малая церковь без алтаря, сооруженная в честь и память определенного события, возведенная у святых или памятных мест или над склепом усыпальницы.
ЧАРКА [ча́рка] (уменьшит. от чара) — небольшой сосуд для питья.
ЧАША [ча́ша] — сосуд, по размерам меньше купели, но больше чарки с округлым дном на ножке (поддоне). Чашу для причастия называют потиром.
ЧЕКАН [чека́н] — инструмент чеканщика, стальной пестик, одному концу которого (ударному) придана форма шарика, прямоугольника и т. п., иногда ударный конец покрыт мелкими шипами либо на нем выгравирован рисунок. Служит для обработки поверхности позолоченного левкаса (например, придания зернистой матовой фактуры) или металлических окладов икон.
ЧЕКАНКА [чека́нка] — способ получения рельефных изображений на тонких металлических листах путем выколотки.
ЧЕПЕЦ [чепе́ц] — женский головной убор, прикрывающий волосы.
ЧЕРВЛЁНЫЙ — окрашенный в ярко-красный цвет.
ЧЕРВЛЕНЬ — см. черлень
ЧЕРЛЕНЬ, червлень, чернь — групповое название красок красного цвета, чаще всего красно-вишневая минеральная краска на основе окиси железа с примесью каолина.
ЧЕРЛЕНЬ ЧЕРВЦОВАЯ — ярко-красная органическая краска, получаемая из червца — насекомого, поражающего травянистые растения.
ЧЕРМНЫЙ, черемный — красный; рыжий
ЧЕРНЕЦ [черне́ц] — монах
ЧЕРНИЛО [черни́ло] (ед. ч.; мн. ч.: чернила) — групповое именование красок черного цвета, чаще на основе сажи.
ЧЕРНИЛЬ — краска темно-коричневого, с красноватым оттенком цвета, жженая охра с сажей.
ЧЁРНЫЙ ДАНИИЛ — см. Даниил Черный
ЧЕРНЫШКИ (мн. ч.) — зрачки глаз.
ЧЕРНЬ — 1. способ декоративной отделки металлических изделий: заполнение орнаментальных углублений специальным «черневым» сплавом из меди, серебра, свинца, серы и др.; 2. то же, что черлень
ЧЕРТИЦА (от черта́ — линия) — небольшая линия рисунка.
ЧЕСНОЧНЫЙ СОК, чесночное зелье — сок, отжимаемый из измельченных долек чеснока и служащий клеящим веществом для наложения листов сусального золота и серебра или как основа некоторых красок.
ЧЕТВЕРИК [четвери́к] — основная четырехугольная в плане часть храма, как архитектурного сооружения, кубообразный объем.
ЧЁТКИ [чjо́тки] (мн. ч.) — во многих религиях приспособление для отсчитывания молитв и (или) ритуальных действий. Представляют собой шнур или ленту с навязанными узлами, нанизанными бусинами (зернами) или иными однородными элементами. Чаще всего концы четок соединены в кольцо в знак непрестанной молитвы. Предание приписывает введение четок в христианскую практику Пахомию Великому в IV в. Начальная форма четок — вервица (уменьшит. от ст.-слав. вервь — веревка) — представляла собой шнур с навязанными узлами. В старообрядчестве используется особый род четок в виде ленты с рядом валиков — лестовка. В иконографии четки могут являться атрибутом ряда монашествующих персонажей и архангела Селафиила.
ЧЕТЬИ МИНЕИ (мн. ч.) (слав. чтения + минеи) — см. минеи
ЧИН — 1. установленный порядок чего-либо; 2. каждый из рядов (ярусов) иконостаса, кроме местного.
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ИКОН — освящение икон
ЧРЕСЛА [чре́сла] (мн. ч.) — бедра, поясничная часть тела.
ЧУВАН, чюван — древесина красильного дерева (сандала), из которой получают красную краску.
ЧУДО [чу́до] — событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной.
ЧУДОТВОРЕЦ [чудотво́рец] (от чудо и творить) — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, например, Николы Чудотворца
ШАБЛОН [шабло́н] (нем. Schablone — образец) — пластина с вырезами, повторяющими форму и размеры изображения. В переносном смысле устойчивый образец чего-либо, копируемый без изменений.
ШАПКА [ша́пка] (вероятно от франц. chape, возможно через польск.) — мужской головной убор. Слово встречается с 1-й пол. XIV в.
ШАР — м. р. от шара.
ШАРА (ж. р.), шар (м. р.) — 1. краска; 2. цвет
ШАРЛАТ [шарла́т], шарлах, скарлат, скорлат (от лат. scarlatum через польск. szkarlat) — 1. ярко-красный или ярко-пурпурный цвет 2. краска того же цвета 3. дорогая пурпурная ткань
ШАРЛАХ [шарла́х] — см. шарлат
ШАРНИЦА — палитра, пластина для смешивания красок.
ШАРОТА — краска.
ШАТА — в южных и западных областях наименование оклада иконы, ризы.
ШАТЁР (тюркск. — палатка, заслон) — 1. походное сооружение в виде пирамидальной палатки; 2. Завершение архитектурных сооружений в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
ШАФРАН [шафра́н] — растительная краска золотого оттенка из крокуса (шафрана).
ШВАЙНФУРТСКАЯ ЗЕЛЕНЬ (от Schweinfurt — название города в Германии) — зеленая краска на основе мышьяковистоуксусной меди.
ШЕЛЛАК [шелла́к] — продукт, выделяемый лаковыми червями, паразитирующими на индийской смоковнице, служащий для приготовления лаков, используемых иконописцами для покрытия законченного произведения, либо при реставрации.
ШЕСТОДНЕВ [шестодне́в] — особый жанр византийской и древнерусской литературы, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира. Икона Шестоднев существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно Шестодневу Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи , среда — Благовещение , четверг — Омовение ног , пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции Шестоднев могут объединяться в одной иконе.
ШЕЯ — в храмовой архитектуре цилиндрическое основание главы — купола; то же, что барабан.
ШИП — выступ на одной детали, входящий в паз на другой детали при их соединении. В деревянном зодчестве разновидность шипа называют скантом. Для скрепления досок иконы шипы в зависимости от формы называют карасиками и ласточками.
ШИТЫЙ ОКЛАД — оклад иконы, выполненный в технике шитья. Обычно закрывал собой изображение одежд (ризы), либо все доличное письмо.
ШИФЕРВЕЙС — свинцовые белила.
ШИШГЕЛЬ (от нем. schütgelb — крушина) — органическая краска: сок крушины или березового листа, осажденный на минеральную основу.
ШКОЛА — группа произведений, связанных общностью стилистических признаков и технологических приемов. Считается, что в иконописи отсутствует понятие стиля, свойственное для изобразительного искусства. Наиболее часто выделяются:
- владимиро-суздальская школа иконописи (возникла в XII в.)
- московская (сложилась к XIV в.)
- новгородская (сложилась ко 2-й пол. XII в.)
- псковская (достигла расцвета в XIV-XV вв.)
- строгановская (появилась в конце XVI в.)
- тверская (сложилась в конце XIII в.)
- ярославская (появилась в нач. XVI в.)
и др. В пределах каждой школы могут выделяться отдельные направления, иногда называемые «письма». Иконописные школы (и более мелкие стилистические направления) могли называться «пошибами».
ШЛИФОВАНИЕ [шлифова́ние] (от польск. szlifowac) — абразивная обработка поверхности, позволяющая добиться малой шероховатости.
ШМЕЛТЬ (от смальта) — краска синего цвета, стекло, окрашенное окисью кобальта.
ШПАТЕЛЬ [шпа́тель] (нем. spatel — лопатка) — деревянная, костяная или металлическая лопаточка, служащая для разравнивания поверхности грунта, собирания растертых красок и т. п.
ШПОНКА [шпо́нка] (польск. szponka от нем. Spon — щепка, клин) — узкий брусок дерева, сплачивающий (скрепляющий) сзади несколько отдельных досок воедино, и (или) служащий для предохранения доски от деформации .
ШТИЛИСТОВАЯ (икона) — размером в шесть вершков (около 27 см).
ШТЫЛЁК — деревянный черенок кисти и прочих инструментов художника.
ШУБА [шу́ба] — мужская и женская верхняя одежда с длинными рукавами и широким меховым воротом.
ШУИЙ (слав.) — левый; см. также десный
ШУЙЦА (слав.) — левая рука
|