ЭВЕРГЕТИДА, Вергетис (от греч. ευεργετης — благодетель) — эпитет, присваиваемый многим чудотворным иконам Богородицы. ЭДЕССА (греч. Εδεσσα), Едесса, Урха — город-государство в Малой Азии, ныне г. Урфа (Шанлыурфа) в Турции. По преданию, в этом городе родились пророки Авраам и Иов. С Эдессой связана история первой иконы — Нерукотворного образа Спасителя. ЭКЗАРХ [экза́рх] (греч. εξαρχος — глава, руководитель, начальник) — архиерей, управляющий крупной церковной областью — экзархатом, как правило лежащей за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти — патриарху или синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская православная церковь имеет экзархаты в Белоруссии, в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке. ЭКЗАРХАТ [экзарха́т] — см. экзарх ЭКЗЕГЕТИКА [экзеге́тика] (греч. εξηγητικα — разъяснение) — раздел богословия, предполагающий анализ и истолкование литературных источников (прежде всего, Св. Писания). ЭКЗОНАРТЕКС — см. нартекс ЭКЛЕКТИКА [экле́ктика] (от греч.εκλεκτος — выбранное, отобранное), эклектизм — механическое сочетание разнородных (часто противоположных) составляющих в произведении искусства. ЭКСПРЕССИЯ [экспрэ́ссия] или [экспре́ссия] (от лат. expressio — выражение) — выразительность, степень проявления чувств и эмоций в художественном произведении. ЭКФРАСИС [экфра́сис] (от греч. εκφρασις — описание) — жанр византийской литературы, описание произведения искусства. ЭЛЕИМОН (греч. ελεημον — милосердный, сострадательный), Спас Милостивый — эпитет, присваиваемый множеству изображений Иисуса Христа. ЭЛЕМИ (исп. elemi из араб.) — густая жидкость с сильным ароматическим запахом, бальзамо-смола из сока тропических растений. Вводится в состав некоторых лаков для снижения хрупкости. ЭМАЛЬ [эма́ль] (франц. email), финифть — прочное покрытие металлической поверхности окрашенным сплавом из стекла (глазурью). ЭММАНУИЛ, Еммануил, Иммануил (евр. — с нами Бог) — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14). Особый иконографический смысл, представляющий Христа-отрока, использующийся, как правило, в композициях на тему воплощения и в сложных символических композициях. ЭМУЛЬСИЯ [эму́льсия] (от лат. emulsus — выдоенный) — взвесь мельчайших частиц одной жидкости в другой, основа многих красок, например, темперы. ЭНКАУСТИКА [энка́устика] (греч. εγκαυστης от εγκαυσις — перегревание, выжигание) — техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Древнейшие из известных ныне икон выполнены в энкаустической технике. ЭНКОЛПИОН (греч. воротник) — нагрудный реликварий в форме креста или с изображением креста, мощевик. ЭПИСТИЛИЙ, эпистиль (греч. επιστυλιον — то, что поверх колонн) — в античной архитектуре название горизонтального ряда балок перекрытия (архитрав, фриз и карниз); в древних иконостасах то же, что тябло. ЭПИСТИЛЬ — см. эпистилий ЭПИТЕТ [эпи́тет] (от греч. επιθετος — приложенный) — художественное определение, обычно в форме прилагательного, раскрывающее одно из свойств объекта, либо переносящее на него свойства другого объекта. ЭРМИНИЯ — см. ерминия ЭСХАТОЛОГИЯ [эсхатоло́гия] (греч. εσχατον — край, конец, предел + λογος — учение) — учение о конечных судьбах мира и человечества. ЭТИМАЗИЯ — см. Этимасия ЭТИМАСИЯ, этимазия (греч. ετοιμασια — готовность, уготованность) — престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа (Пс IX, 5-8). В византийской и древнерусской живописи Этимасия изображается как самостоятельно (в монументальных росписях), так и в составе композиции Страшный Суд и других сложных символико-догматических композиций. Обычно на престоле полагается книга и орудия страстей — крест, копье и трость с губкой. ЭФОД, ефод, эфуд — верхняя одежда евреев из продолговатого куска полотна с кистями по углам. Эфоды были частью торжественного облачения ветхозаветных первосвященников. С золотыми застежками на плечах, стягивались поясом, поверх эфодов надевался нагрудный щит с двенадцатью драгоценными камнями. ЭФУД — см. эфод ЮРОДИВЫЕ [юро́дивые] (прил., мн. ч.; ед. ч. м. р.: юродивый, ж. р.: юродивая) (от др.-русск. уродъ — слабоумный; греч. σαλος) — подвижники во имя Господа, отказавшиеся от жизненных благ, отрешившиеся от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного с целью достижения внутреннего смирения (см. 1 Кор. 3, 19) . ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ЖЕНАМ-МИРОНОСИЦАМ — см. Жены-мироносицы у Гроба Господня ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАРИИ МАГДАЛИНЕ, «Не прикасайся ко Мне» — евангельский сюжет, посвященный первому явлению Христа после Воскресения. Святая равноапостольная мироносица Мария-Магдалина была первой, увидевшей воскресшего Иисуса Христа, но не узнала Его. Иисус же сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему» (Ин. 20:1-17). По начальным словам этой фразы подобные иконографические композиции ингода именуют «Не прикасайся ко Мне» (в европейском искусстве «Noli me tangere»). Мария Магдалина изображается коленопреклоненной пред Христом и протягивающей к Нему руки. Непременная деталь иконы — стены Небесного Иерусалима. Иконография явления Христа Марии Магдалине может совмещаться с композицией «жены-мироносицы у Гроба Господня» ЯЗЫЧЕСТВО [jазы́чество] (от ст.-слав. язы́ки — народы). В первоначальном значении в переводах ветхозаветных текстов язычники — любые народы, кроме избранного — евреев. Позже — приверженцы нетеистических верований. Язычество — политеизм, как противопоставление монотеистическим религиям (как правило христианству). ЯЗЫЧНИК [jазы́чник] — см. язычество ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА — краски, связующим которых служит яйцо, либо только его желток. ЯЙЦО куриное — связующее многих красок в иконописи. ЯНТАРЬ [jанта́рь], ентарь (литов. gintaras) — ископаемая смола, поделчный материал и основа для производства высококачественной олифы (по современной классификации янтарные олифы являются лаками). ЯР — см. ярь ЯРОВЧАТЫЙ (прилаг.) — изготовленный из древесины клена; см явор ЯРОЕ ОКО, Спас Ярое Око (от ярый — резкий, сердитый, жестокий) — название ряда икон Христа с особо суровым, «карательным» взглядом. ЯРУС[jа́рус] — обычно горизонтальный ряд, слой или пласт чего-либо. В храмовом убранстве — расположенные на одном уровне иконы, либо композиции настенной живописи. Иногда ярусом называют чин иконостаса. ЯРЬ, ярца (ж. р.), яр (м. р.) — групповое название красок ярко-зеленого цвета. Согласно отдельным источникам, ярь можно было получить обработкой меди кислым молоком. ЯРЬ ВЕНИЦЕЙСКАЯ — см. ярь-медянка. ЯРЬ-МЕДЯНКА ярь-мидянка — ярко-зеленая краска на основе уксуснокислой меди. Широко использовалась во всех видах живописи (кроме стенной из-за ограниченной стойкости к щелочам). По месту изготовления (Венеция) называлась ярь веницейская. ЯРЦА — уменшит. от ярь ЯСЛИ (праслав. *jasli) — кормушка для скота, деревянный продолговатый ящик, либо наклонная решетка, пристраиваемая к стене хлева, за которую закладывается корм (сено). В ясли в Вифлеемской пещере был положен Младенец Иисус, что отражено в иконографии Рождества Христова . ЯСПИС [jа́спис] (от греч. ιασπις — яшма, возможно из финик.) — разновидность кварца с зеленоватым оттенком, хорошо поддающаяся полировке. В древности считался драгоценным камнем. ЯТНЫЙ — понятный, четкий, различимый, ясный. Неятная икона — потемневшая икона с плохо различимым изображением. ЯХВЕ [jа́хвэ] (нескл.) — имя Бога, произвольная огласовка библейского нечитаемого тетраграмматона (четырех еврейских букв: йод, хе, вау, хе). В русском переводе библейских текстов нечитаемое имя Бога заменяется словом Господь. Иной вариант огласовки — Иегова. См. также Саваоф ЯХОНТ [jа́хонт] (от греч. υακινθινος — цвета гиацинта) — древнее название рубина и ему подобных драгоценных камней. |