ЛАВРА 1. — крупный мужской монастырь; 2. — краска голубого цвета. Возможно крутик или индиго. ЛАЗОРЬ — любая краска синего цвета, либо получаемая из минерала лазурита. См. также голубец, лавра во 2-м знач. ЛАКИ (мн. ч.) (от нем. Lack) — 1. растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. Лак, нанесенный на поверхность образует прочную твердую пленку, назначение которой — защита поверхности и декоративная отделка. Служат также основой ряда красок. Масляно-смоляные лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие. 2. — изделия из дерева, металла, папье-маше и т. п., покрытые лаком и нередко украшенные росписью, резьбой, инкрустацией, гравировкой. Некоторые традиционные ценры иконописи в советское время переориентировались на художественные лаки. ЛАМПАДА (греч. λαμπαδος — р. п. от λαμπας — светильник) — масляный светильник, подвешиваемый перед иконами, дабы сияние вещественного света напоминало о божественном свете на небесах. ЛАМПЕЗЕЛЬ — см. лапка. ЛАМПЕМЗЕЛЬ — см. лапка. ЛАПКА, лампемзель, лампезель — инструмент позолотчика и иконописца — особая кисть, связанная веером из волосков с кончика беличьего хвоста. Используется для поддевания листка сусального золота, его переноса и наложения на подготовленную под золочение поверхность. ЛАСТОЧКА — плоская деревянная планка, имеющая абрис банта. Ее врезают в поверхность смежных склеиваемых досок иконы для дополнительного их скрепления ЛЕБАСТР — см. алебастр ЛЕВ III (Лев Исавр, Лев Исаврийский) — (ок. 675-741), византийский император с 717 г., основатель Исаврийской династии. Положил начало иконоборчеству. ЛЕВ ИСАВР — см. ЛЕВ III. ЛЕВКАС (греч. λευκος — яркий, блестящий, белый) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. После высыхания шлифуется. Чеканный левкас — левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами. Левкасить — грунтовать иконную доску. ЛЕВКАСИТЬ — см. левкас. ЛЕВКАСКА — грунтование иконной доски, нанесение левкаса. ЛЕВКАСНАЯ ГЛИНА — см. болюс ЛЕВКАЩИК (от левкас) — мастер, специализирующийся на грунтовании основ под иконы и оштукатуривании стен. ЛЕПАХИН ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (род. 15 марта 1954 г., с. Выпово Владимирской обл.) — философ, богослов, филолог, литературовед, исследователь иконы. Окончил факультет иностранных языков Владимирского педагогического университета (французский и немецкий языки), филологический факультет Будапештского университета, Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Живет и работает в Венгрии. Кандидат филологических наук (1992). Доцент Сегедского университета по кафедре русской филологии (г. Сегед, Венгрия) (1993). Заведующий аспирантурой по специальности Древнерусская литература XI-XVII веков. Специализируется по темам: древнерусская литература, взаимосвязи иконописи и литературы, богословие и литература. ЛЕССИРОВКА (нем. lasierung) — прием живописи, тонкие прозрачные и полупрозрачные слои красок, нанесенные на просохший красочный слой для обогащения колорита. ЛЕСТОВКА [ле́стовка] (уменьшит. от др.-рус. лествица — лестница) — особый род четок , кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 валиков-«ступеней» (по-иному «бобочек»), разделенных на неравные группы. В месте соединения концов пелли подвешиваются 4 окантованных треугольника — «лапостка». Лестовка символически означает лестницу в небо. Считается, что лестовка напрямую происходит от вервицы Василия Великого. До церковного раскола лестовка применялась практически каждым православным — монахом или мирянином. В настоящее время лестовки используются исключительно старообрядцами. В иконографии лестовка служит атрибутом Серафима Саровского. ЛЕЩАДКА (от русск. лещадь — каменная плитка, обтесанный камень, тонкий кирпич) — условное изображение уступов, пластов гор с плоскими гранями. ЛЖИЦА — небольшая ложка, употребляемая при причащении мирян, либо в иных целях. Лжица для лекарств — атрибут целителей. ЛИДДСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ — чудотворный нерукотворный образ, явленный в храме в Лидде (Палестина), а также список с этого образа . ЛИК — 1. образ; 2. то же, что икона; 3. изображение лица на иконе. ЛИТИЯ (от греч. λιτη — просьба, моление) — часть всенощного богослужения накануне православных праздников. Совершается также во время похорон, повиновения умерших и во время крестного хода. ЛИТУРГИЯ (греч. λειτουργια — служба) — основное христианское богослужение, во время которого совершается таинство Причащения. Разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. ЛИТУРГИЯ СВ. ОТЕЦ — особая композиция, располагавшаяся, как правило, в нижнем регистре росписей алтарной абсиды средневекового православного храма и включающая в себя изображения отцов церкви в священническом облачении с книгами и свитками в руках (иногда на свитках изображаются тексты литургических молитв). В ряде случаев в центре такой композиции изображался объект поклонения и служения св. отцов — Этимасия, Спас Нерукотворный и другие символические прообразы жертвы Христовой. Появляется к началу XI века и получает широкое распространение в XII-XIII вв. ЛИЦО — в иконописи обращенная к зрителю поверхность иконы. ЛИЦОВКА, лишовка — окончательная доводка (шлифовка) левкаса. ЛИЧНИК — мастер-иконописец, специализирующийся в личном письме — изображении лиц, рук и открытых частей тела. ЛИЧНОЕ ПИСЬМО [лично́е письмо́] — в иконописи — приемы изображения лиц, рук и прочих открытых частей тела (ср. доличное письмо). При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер — личник. ЛИШОВКА — см. лицовка ЛОБОК (уменьш. от лоб) — верхняя часть головы, лица изображаемого персонажа. ЛОЖЕ — постель. ЛОЗА ИСТИННАЯ, Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия (Иоан.15:1, 5), а также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. В другом варианте из Гроба Господня или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир. ЛОКОТЬ — мера длины, размер локтевой кости человека, от 38 до 46 см. ЛОКОТЕВОЙ ОБРАЗ, локтевая икона — икона размером в один локоть. ЛОНО АВРААМОВО — см. Авраам. ЛОР, лорум (греч. λωρος — лента) — деталь облачения архангелов — широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Заимствована из облачения византийских императоров. ЛОРУМ — см. лор ЛУЗГА — небольшой скос в иконной доске между полем и ковчегом или между первым и вторым ковчегами. ЛУКА [лука́] (греч. Λουκας) — апостол от семидесяти, автор одного из Евангелий и Деяний апостолов. Вероятно, по национальности грек (согласно Евсевию Кесарийскому). Принял мученическую кончину в возрасте 80 лет. По преданию, апостол Лука написал первые иконы Богородицы. Вероятно древнейшее известное документальное свидетельство об иконе авторства Луки относится к VI в.: историк Феодор Чтец сообщает, что императрица Евдокия послала Пульхерии из Иерусалима икону Божией матери, написанную св. Лукой. Память апостола и евангелиста 22 апреля (5 мая), 18 октября (4 ноября) и 4 (17) января. ЛЬНЯНОЕ МАСЛО — растительное масло, получаемое из семян льна и используемое для приготовления красок и олиф. ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ — свечение некоторых веществ, возбужденное каким-либо источником энергии. Просмотр произведения живописи в отфильтрованных ультрафиолетовых лучах позволяет по степени неоднородности люминесценции оценить целостность и сохранность произведения. ЛЮНЕТ (франц. lunette — лунка) — арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах размещают окна, глухие могут украшатся росписями, мозаикой и т. д.. МАКСИМ ГРЕК (Михаил Триволис) (ок. 1470 — 1555) — преподобный святой, писатель, публицист, переводчик. Прибыл в Москву с Афона по запросу Василия III. Переводил на русский многочисленные книги, стал автором сочинений различной тематики. Память 21 января и 21 июня ст. ст. МАЛАКСА — презрительное старообрядческое именование благословляющего именословного перстосложения по имени Навплийского протопопа Николая Малаксы, писавшего в XVI веке о подобном перстосложении. Изображение малаксы на иконе по мнению старообрядцев — один из признаков лишения образа святости. МАЛАХИТОВАЯ ЗЕЛЕНЬ — зеленая краска, получаемая из минерала малахита, углекислая медь. МАМВРИЙСКИЙ ДУБ — элемент иконы Ветхозаветная Троица, дерево, под которым происходила сцена гостеприимства Авраама. МАМКА — пренебрежительное именование иконы Богородицы с среде коллекционеров. МАНДОРЛА (итал. — миндалина) — в иконописи сияние в форме овала, в котором изображались Христос и Богоматерь. МАНТЕЙКА — короткая мантия, верхняя монашеская одежда. МАНТИЯ — длинная накидка без рукавов, с застежкой на вороте, одежда монаха. МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве XVI в., отличающееся усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы и т. д. МАРИЯ [мария] (у старообрядцев ударение на втором слове только в имени Богородицы, имя святых жен произносится с ударением на первом слоге: [мария]) (евр. — любимая, желанная, госпожа) — имя Богоматери. МАРСЫ (мн. ч.) — краски желтого, коричневого и красного цвета на основе железноокисных пигментов. МАСЛЕНИЦА, сырная седмица — неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе масла) и яиц. МАСЛО ВАРЕНОЕ см. олифа МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — вид живописи, исполняемой масляными красками. МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ — краски на основе олиф (масел). МАССИКОТ — серо-желтоватый пигмент, окись свинца. МАСТЕРОВИК — руководство по технологии иконописи, сборник рецептов и технологических приемов. МАФОРИЙ — верхняя одежда, длинное женское покрывало, спускавшееся с головы до пят. Мафорий Богоматери — одна из важнейших реликвий, связанных с Ее памятью. Изображается в багряных тонах (чаще пурпурный) с тремя символическими звездами — одна на лбу и две на плечах (см. Влахерны, Покров). МАЭСТА (итал. maesta — величание) — итальянское именование иконографической композиции Похвала Богородице — Мадонна с Младенцем в окружении прославляющих Ее святых и бесплотных сил. МЁД (пчелиный) — сладкое тягучее (при длительном хранении кристаллизующееся) вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. В иконописи и реставрации икон изредка используется для приготовления клеев и иных составов. МЕДАЛЬОН — изобразительная композиция в овальном или круглом обрамлении. МЕЗДРА — внутренняя часть кожи животных. Мездровый (мездряной, мездриный) клей — клей, относящийся к группе коллагеновых, приготовляемый вывариванием кожи, костей и потрохов животных. МЕЛ — тонкозернистый мягкий белый известняк. Используется как основной наполнитель левкаса и в приготовлении красок. МЕЛОЧНИК — иконописец-миниатюрист, выполняющий тонкую работу. МЕРИЛО — в иконописи один из атрибутов архангела — тонкий жезл в его руке. МЕРНАЯ ИКОНА, родимая икона — икона одноименного ребенку святого на доске размером в рост новорожденного. В XVII-XVIII вв. мерные иконы заказывались после рождения царевича. В настоящее время заметны попытки восстановить традицию мерных икон в более широких масштабах. МЕСТНАЯ (наместная) ИКОНА — 1. икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма, то же, что храмовая икона. 2. икона местного ряда иконостаса. МЕСТНЫЙ РЯД — см. иконостас. МЕЧ — колющее и рубящее металлическое оружие, символ правосудия и возмездия за грехи. Атрибут воинов, архистратига Михаила. МИЛОТЬ (греч. μηλωτη — овчина) — одежда из овчины мехом наружу. В милоти обычно изображают Иоанна Предтечу и некоторых других персонажей. МИНЕЯ (от греч. — месячный), четьи минеи (мн. ч.) — сборники, содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а также каноны, гимны и другие молитвословия на все дни года, предназначавшиеся для домашнего чтения. В иконописи минеи — композиции, включающие в себя святых, почитаемых в определенные календарные месяцы. МИНИАТЮРА (франц. miniature от лат. minium — киноварь, сурик) — живописное произведение малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Книжная миниатюра — миниатюра, выполненная на страницах рукописной книги с целью иллюстрирования и украшения текста. МИРО (греч. μυρον — умащение) — благовонное растительное масло, чистое или с добавлением ароматических веществ. МИРОПОМАЗАНИЕ — таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В современной церковной практике принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование. МИТРА (греч. μιτρα — повязка) — парчовый головной убор священнослужителя, часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. МИТРОПОЛИТ — один из высших санов церковной иерархии, глава крупной епархии. Подчинен патриарху. МЛАДЕНЕЦ — именование Христа в младенческом или отроческом возрасте. МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА, Галактотрафуса — иконографический тип Богоматери, изображаемой кормящей Младенца грудью. МОДЕЛИРОВКА (итал. modellare — лепить) — воспроизведение художественными методами объемно-пластических и пространственных качеств изображаемых предметов. МОЗАИКА — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. МОЗАИЧЕСКАЯ ИКОНА, мозаичная икона — икона, выполненная в технике мозаики. МОИСЕЙ — ветхозаветный пророк, освободитель и законодатель Израиля, избавивший евреев от египетского плена. Совместно с Аароном возглавил исход евреев из Египта и умер, по воле Бога, на границе земли обетованной. Господь явился Моисею на горе Синай, и Моисей получил от Него закон: десять заповедей и множество других установлений и предписаний юридического, морального и ритуального характера, после чего им была совершена жертва, скрепившая завет между Богом и его народом. По непосредственным указаниям Бога были выполнены первые предметы нового культа — ковчег и скиния (шатер) завета, которые должны были локализовать Его незримое присутствие. Жизнеописание Моисея и содержание полученных им от Бога установлений изложены в ветхозаветных книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, составляющих вместе с первой книгой — Книгой Бытия — т. наз. Пятикнижие Моисея (евр. — Тора). Память пророка 4 (17) сентября. МОЛЕННАЯ (от молиться) — особое помещение в жилом доме, комната для совершения молитв. Характерны для княжеских и царских дворцов. У старообрядцев во времена гонений в моленных совершаюлись коллективные богослужения общин. МОЛЕННАЯ ИКОНА (от молиться) — икона, предназначенная для индивидуальной молитвы верующего. Характерный размер моленной иконы — одна пядь, отсюда название икон подобного размера — пядница. Ср. домовая икона. МОЛЯЩАЯСЯ — см. Оранта. МОНАСТЫРЬ (греч. — отшельническая келья) — 1. община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. 2. Комплекс богослужебных, жилых, и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ НА СИНАЕ — монастырь, основанный в VI в. на месте откровения, полученного Моисеем . МОНАХ (м. р., ж. р. — монахиня) (греч. μοναχος — одинокий, единственный, отшельник), инок — человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов, сопровождающееся постригом волос в знак служения; см. монашество МОНАШЕСТВО (от греч. μοναχος — одинокий, отшельник), иночество — посвящение жизни служению Богу, принятие обетов нестяжания, целомудрия, послушания. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) — подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы — принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) — принимает обет отречения от мира и всего мирского. Принятие в монахи происходит в обряде пострижения. Из монахов формируется высшее руководство церкви — епископат. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь. МОНЕВМАСИЙСКАЯ ИКОНА — см. Андроникова икона Божией Матери МОНИСТО — женское шейное украшение, ожерелье, обычно из нанизанных на нить элементов. Также монистом могла называться драгоценная привеска (часть убора) к иконе Богородицы. См. также гривна МОНОХРОМИЯ (греч.) — в изобразительном искусстве одноцветность. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — произведения живописи, непосредственно связанные с архитектурным сооружением (настенная живопись, плафон, декоративное панно и др.) и составляющие с ни единый ансамбль. МОРДАН — жидкость, род лака замедленного высыхания, служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности. Листовое золото наносится на не окончательно просохший, но и не на сырой мордан. МОЩИ (мн. ч.) — останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня. МСТЁРА — слобода (сейчас поселок городского типа) в Вязниковском районе Владимирской области, с XVII в. традиционный иконописный центр. МУМИЯ — краска, изготовляемая в древности из мумий, обработанных ладаном, асфальтом и другими смолами, либо минеральный железноокисный пигмент. МУРАВЛЁНЫЙ (о керамических изделиях) — покрытый глазурью. Муравленые горшочки использовались в иконописи для приготовления различных составов. МУРИН — негр, чернокожий. МУСИЯ [муси́я] (от греч. μουσειος — связанный с музами, посвященный музам) — мозаика. На Руси мусией или мусикией могли называть также расписную эмаль (финифть). Мусийная икона — мозаическая икона. МУЧЕНИК (греч. μαρτυς) — святой, претерпевший мучения, либо принявший смерть ради Иисуса Христа. МЯКИШ — см. хлебный мякиш |