отсутствующая иллюстрация

ЛИДДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ и́ддская ико́на Бо́жией Ма́тери] — нерукотворное изображение Богородицы, явившееся в храме города Лидды (позже Диосполь, Палестина), а также икона-список с этого изображения.

По преданию святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, проповедуя Евангелие, в городе Лидде основали храм во имя Богоматери. Возвратившись в Иерусалим, они умоляли Божию Матерь придти в Лидду, посмотреть и благословить его. На это Пречистая ответила: «Идите с радостью, Я буду там с вами».

Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из столпов увидели изображение Богоматери, совершенно сходное с действительностью, сделанное не человеческими руками. В IV в. император-иконоборец Юлиан Отступник повелел уничтожить нерукотворенный образ Божией Матери. Каменосечцы различными орудиями пытались стесать или вырубить это изображение, но краски лишь глубже врезались внутрь столпа. Безуспешная работа была, наконец, оставлена.

Празднование чудотворному образу установлено 12 марта ст. ст.

Также особо почитается чудотворный список с Лиддской иконы на столпе — Лиддская Римская икона Богородицы. Известна с VIII в. Список снят по повелению Константинопольского патриарха Германа (714-730 гг.). Во время иконоборческой ереси, чувствуя приближение своей кончины, святитель Герман написал письмо к епископу римскому Григорию и, вложив его в доску иконы, пустил ее по морю. На другой день икона чудесным образом достигла Рима и была принята из вод Тибра епископом Григорием. Когда он вышел с клиром на берег, то икона невидимой силой поднялась и опустилась на его руки. В Риме святая икона прославилась многими чудесными исцелениями.

Через сто с лишним лет икона на виду у всех снялась со своего места, над головами молящихся вышла из церкви и, спустившись на воды реки Тибр, поплыла к морю. Достигнув Царьграда, икона остановилась у пристани против царских палат, где была взята и поставлена в храме Богородицы на площади Халкопратии. Римские послы, прибывшие в Царьград, опознали икону Богоматери, чудесным образом ушедшую из Рима. С тех пор чудотворный образ Божией Матери стал называться Римским. Празднование в честь иконы 26 июня ст. ст.

Лиддская икона в культуре и искусстве

Поэма Николая Клюева «Погорельщина» заканчивается самостоятельным фрагментом, «поэмой в поэме», посвященной Лиддской иконе на столпе:

...Вы же, кого я обидел
Крепкой кириллицей слов,
Как на моей панихиде,
Слушайте повесть о Лидде —
Городе белых цветов!

Как на славном индийском помории,
При ласковом князе Онории,
Воды были тихие стерляжие,
Расстилались шёлковою пряжею.
Берега — все ониксы с лалами,
Кутались бухарскими шалями,
Еще пухом чаиц с гагарятами,
Тафтяными легкими закатами.
Кедры-ливаны семерым в-обойм,
Мудро вышиты паруса у сойм.
Гнали паруса гуси махами,
Селезни с чирятами — кряками,
Солнышко в снастях бородой трясло,
Месяц кормовое прямил весло,
Серебряным салом смазывал,
Поморянам пути указывал.
Срубил князь Онорий Лидду-град
На синих лугах меж белых стад.
Стена у города кипарисова,
Врата же из скатного бисера,
Избы во Лидде — яхонты,
Не знают мужики туги-пахоты.
Любовал Онорий высь нагорную —
Повыстроить церковь соборную. —
Тесали каменья брусьями,
Узорили налепами да бусами,
Лемехом свинчатым крыли кровлища,
Закомары, лазы, переходища.
Маковки, кресты басменили,
Арабской синелью синелили,
На вратах чеканили Митрия,
На столпе писали Одигитрию.
Чаицы, гагары встрепыхалися,
На морское дно опускалися,
Доставали жемчугу с искрицей
На высокий кокошник Владычице.
А и всем пригоже у Онория
На славном индийском помории,
Только нету в лугах мала цветика,
Колокольчика, курослепика,
По лядинам ушка медвежьего,
Кашки, ландыша белоснежного.
Во садах не алело розана,
«Цветником» только книга прозвана.
Закручинилась Лидда стольная:
«Сиротинка я подневольная!
Не гулять сироте по цветикам,
По лазоревым курослепикам.
На Купалу мне не завить венка,
Средь пустых лугов протекут века.
Ой, верба, верба, где ты сросла? —
Твои листыньки вода снесла!..»
Откуль взялась орда на выгоне, —
Обложили град сарациняне.
Приужахнулся Онорий с горожанами,
С тихими стадами да полянами:
«Ты, Владычица Одигитрия,
На помогу нам вышли Митрия,
На нём ратная сбруна чеканена, —
Одолеет он половчанина!»
Прослезилася Богородица:
«К моему столпу мчится конница!..
Заградили меня целой сотнею,
Раздирают хламиду золотную
И высокий кокошник со искрицей, —
Рубят саблями лик Владычице!..»
Сорок дней и ночей сарациняне
Столп рубили, пылили на выгоне,
Краски, киноварь с Богородицы
Прахом веяли у околицы.
Только лик пригож и под саблями
Горемычными слёзками бабьими,
Бровью волжскою синеватою
Да улыбкою скорбно сжатою.
А где сеяли сита разбойные
Живописные вапы иконные,
До колен и по оси тележные
Вырастали цветы белоснежные.
Стала Лидда, как чайка, белёшенька,
Сарацинами мглится дороженька,
Их могилы цветы приукрасили
На Онорья святых да Протасия!

Лидда с храмом Белым,
Страстотерпным телом
Не войти в тебя!
С кровью на ланитах,
Сгибнувших, убитых
Не исчесть, любя.

Только нежный розан,
Из слезинок создан,
На твоей груди.
Бровью синеватой
Да улыбкой сжатой
Гибель упреди!

Радонеж, Самара,
Пьяная гитара
Свилися в одно...
Мы на четвереньках,
Нам мычать да тренькать
В мутное окно!

За окном рябина,
Словно мать без сына,
Тянет рук сучьё.
И скулит трезором
Мглица под забором —
Темное зверьё.

Где ты, город-розан —
Волжская береза,
Лебединый крик,
И, ордой иссечен,
Осиянно вечен,
Материнский лик?!

Цветик мой дитячий,
Над тобой поплачет
Темень да трезор!
Может, им под тыном
И пахнёт жасмином
От Саронских гор!

Литература

назад к словарным статьямв начало словаря 
Hosted by uCoz