ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА
Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV — IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Описание монаха Епифания (начало IX в.): Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ челов В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягненка (агнца) (Ин. 1:29), пеликана, рыбы, якоря и т. п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа запрещены. Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Свое развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы. Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему кресчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Iсус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи IИС ХС, не получившие широкого распространения. Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий. Иконографические типыСпас Нерукотворный. Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображен в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отер им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов — Чрепие или Керамида — изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип «Плат Вероники», где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Вседержитель (Пантократор). Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Спас Эммануил. Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь царем. Царь царем, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих" (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии "Архиерей Великий - Царь Царей".
Великий Архиерей. Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.
Не рыдай Мене, Мати. Не рыдай Мене, Мати... (Пьета) — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнаженное тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Христос Ветхий Денми. Изображение Христа в облике седовласого старца.
Ангел Великого совета. Одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день седьмый..." и др.)
Благое Молчание. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.
Добрый Пастырь. Спаситель изображен в виде пастуха, окруженного овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.
Лоза истинная. Христос окружен лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.
Недреманное Око. Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.
Спас иерей - Христос в облике священника.
Царь Иудейский - Спаситель в терновом венце и багрянице. Литература
|