предыдущий лист
В

отсутствующая иллюстрацияВ СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ — именование чудотворного образа Богоматери. Прославление образа совершилось в Вятской губернии в 1863 г. 18-летний сын священника Владимир Неволин шесть лет был немым. После молебна перед келейной иконой, коснувшись ее устами, он заговорил. Перед святым образом молятся и для исцеления от других недугов: головных болей, паралича, немости и расслабленности. Празднование 19 ноября (2 декабря).

отсутствующая иллюстрацияВАЙМА, ваймица — столярное приспособление, станок для сборки деревянных изделий. В вайме сплачивается и сжимается (в простейшем случае при помощи клиньев) многочастная иконная доска.

вайяВАЙЯ (от греч. βαιον — пальмовая ветвь) — пальмовая ветвь, которыми как победителя встречали Христа при Входе в Иерусалим. В Вербное воскресенье (иное название «неделя ваий») вайи изображают распустившиеся побеги вербы.

ВАКХ РИМЛЯНИН, мученик — см. Сергий и Вакх

ВАП — см. вапа

ВАПА (ж. р.), вап (м. р.) (от греч. βαφα — окраска) — краска, всякое красящее вещество. Писать вапно — многоцветно.

отсутствующая иллюстрацияВАПНИЦА (от вапа) — 1. коробка или иное вместилище для красок. 2. то же, что палитра в знач. 1.

ВАПНОЕ ПИСАНИЕ (от вапа) — живопись.

ВАПНЫЙ КАМЕНЬ (от вапа) — минерал, пригодный для приготовления пигмента.

ВАРЕНОЕ МАСЛО см. олифа

ВАРЗИЯ (от греч. βερτζιυ — розовый цвет) — растительная краска красного цвета.
Книга Литература: Замятина Наталья Александровна «Варзия. К истории древнерусских названий красок» Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд.- М.: Языки русской куьтуры, 2000.-272 с.-(Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.), с. 219

ВАРИЯ, тупое ударение — знак ударения в виде надстрочной обратной запятой в церковнославянском письме. Ставится над ударной гласной, если на нее оканчивается слова. Ср. оксия

отсутствующая иллюстрацияВАСИОТИССА — именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке.

ВАСИЛИАНЕ — см. базилиане

отсутствующая иллюстрацияВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329-379 гг.) — святитель, один из отцов церкви С 362 г. — пресвитер, с 371 г. — архиепископ Кессарии Каппадокийской. Глава Ново-Никейской школы, борец с ересями. Память 1 (14) января.

ВАТИКАН — город-государство (часть г. Рима), центр римско-католической церкви, резиденция папы. Площадь 44 га, население около 1000 человек.

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ — вселенские соборы католической церкви, проходящие под покровительством папы в его резиденции в Ватикане. Первый собор проведен в 1869-70 г.

Икона Введение Богородицы во храмВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря). Установлен в воспоминание о введение трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Икона Введение во храм входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

ВЕЙДА — то же, кто крутик в 1 значении.

ВЕЛИЙ (прил.) — большой, великий.

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ — главные православные праздники, не входящие в число двунадесятых. К ним относят Обрезание Господне, рождество Иоанна Предтечи, праздники святых апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров пресвятой Богородицы.

ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ — см. Архиерей Великий.

отсутствующая иллюстрацияВЕЛИКИЙ ГЛАЗ — в иконописи (преимущественно XIX в.) изображение глаза в сфере или полусфере, как символа всевидящего Бога. См. также Всевидящее Око.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК (греч. μεγαλομαρτυρ) — мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.

велумВЕЛУМ (лат. veloum — парус) — в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах (Рождество Богородицы , Благовещение , Сретение и др.) символизирует собой прообразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Часто велум обозначает, что действие происходит внутри изображенного здания. Иконография велума восходит к античности, к театральным декорациям, изображающим интерьерные сцены.

ВЕЛЬМИ (нареч.) — очень, сильно.

венецВЕНЕЦ 1. головной убор византийских императоров, символ власти. В иконописи венец — атрибут царственных персон (Давид, Соломон и др.) 2. Часть оклада, украшение вокруг головы на месте нимба на иконе.

ВЕНИЦЕЙСКИЙ (прил.) — имеющий отношение к Венеции. Веницейская ярь — краска ярко-зеленого цвета, ярь-медянка, привозимая из Италии.

Вера, Надежда, Любовь и мать их СофьяВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ СОФЬЯ — святые мученицы. В 137 г. сестры Вера 12-ти лет, Надежда 10-ти и Любовь 9-ти одна за другою, после мучений за веру Христову, пред глазами матери были обезглавлены. На третий день после этого на их могиле от скорби скончалась и святая София.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — см. Вход в Иерусалим
на других языках:
английский язык Palm Sunday — пальмовое воскресенье

ВЕРВИЕ — длинный шнур, которым опоясывается престол поверх катасарки таким образом, чтобы шнур пересекался на каждой стороне престола, образуя кресты.

ВЕРГЕТИС см. Эвергетида

ВЕРЕЯ [верея] — косяк двери; столб, на который навешиваются створки ворот.

ВЕРИГИ (мн. ч.) — оковы и цепи на теле, руках, ногах, носимые подвижниками-аскетами.

Плат Вероники. Доменико Фетти. 1620 г.ВЕРОНИКА, плат Вероники (возможно от лат. vera icon, verum iconiam, imaginem verum — истинный образ) — название реликвии — образа Христа, известной в католической церкви не позднее XII в. Вероятно первое документальное упоминание (Петр Маллиус, «История собора Св. Петра.», ок. 1160 г.) называет Вероникой молельню Богоматери в соборе Св. Петра в Риме, в которой среди реликвий назван подлинный плат Христа, который Он приложил к своему лицу перед страстями. Около 1210 г. Джевейз Тильбери в произведении «Императорский досуг» приводит легенду, по которой полуфигурный образ Христа на доске в Рим доставила некая Вероника, а написан он лично той самой кровоточивой женой, которая излечилась прикосновением к одеждам Христа (Мф. 9, 20-22). На возможную этимологию названия реликвии «Вероника.» от латинского «истинный образ» указал Джералд Уэлсский («Книга церковных законов», ок. 1215 г.). При папе Иннокентии III (1198-1216) с платом Вероники устраивались торжественные шествия, известны посвященные иконе гимны. Наиболее цитируема легенда (не позднее XV в., монахи-францисканцы) повествующая о том, как благочестивая еврейка Вероника подала идущему на казнь Христу плат, чтобы Он отер им пот. На плате чудесным образом проступил лик Христа. К образу плата Вероники обращалось множество западных художников. В позднейшей русской иконописи известны изображения плата Вероники, заимствованные из западных источников. Иконографически композиция представляет собой оглавное изображение Христа в центре складчатого куска материи. В отличие от Спаса Нерукотворного, на плате Вероники Христос изображается в терновом венце. Празднование, посвященное плату Вероники в Православной церкви совпадает с днем почитания Нерукотворного Образа Христа, т. е. очевидно смешение западной и восточной иконографических композиций.
Книга Литература: Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства.-М.:Прогресс-Традиция, 2002.-752 с. ISBN 5-89826-105-2

Вертеп, фрагмент иконы Рождества ХристоваВЕРТЕП — пещера; место действия событий, изображаемых в композициях Рождества Христова.

ВЕРТОГРАД [вертоград] — сад, огород.

Икона Вертоград ЗаключенныйВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ (слав. вертоград; заключенный — огороженный, запертый) — одно из символических именований Богородицы. Огороженный сад — символ непорочности Марии. На иконе Вертоград заключенный изображается Богоматерь с Младенцем на фоне огороженных райских кущ. Богородицу коронуют ангелы. Иконография складывается к XVII в. под влиянием западноевропейской живописи.


ВЕРХ — в иконописи верхние одежды. Ср. испод

ВЕРШОК — русская мера длины, равная 44,45 мм.

ВЕТКА — местечко на реке Сож на территории Гомельской области Белоруссии. В XVII веке входила в состав Польши и находилась рядом с русской границей. На острове Ветка на реке Сож и в селе Ветка образовался центр русского старообрядчества, преследуемого на территории России светскими и церковными властями. К началу XVIII века Ветка стала одним из главных мест сосредоточения поповцев, которых в это время насчитывалось до 4000. В 1730-х и в 1760-х годах в Ветку направлялись войска для «выгона» староверов в Россию. Ветка была центром старообрядческой иконописи, здесь сложился особый стиль — так называемая «ветковская икона». С 1925 Ветка — город.

ВЕТОШЬ — старая ткань, употребляемая в иконописи в качестве паволоки и в иных целях.

Ветхий ДенмиВЕТХИЙ ДЕНМИ — именование образа Бога-Отца, основанное на пророчестве Даниила (Дан. VII, 9) и изображающее Его седовласым, бородатым старцем. Атрибут Ветхого Денми — восьмиконечный нимб.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — первая часть Библии, собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р. Х. подробная информация о понятии

Ветхозаветная ТроицаВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА — наиболее распространенный тип, изображающий Святую Троицу на основе библейского сказания о гостеприимстве Авраама (Быт. XVIII, 1-15). В кратком варианте изображаются три ангела, сидящие за столом под дубом; в развернутом присутствуют Авраам и Сарра.

ВИВИАНИТ — минеральный пигмент синего цвета класса фосфатов, Fe3(PO4)2*8H2O. Землистая разновидность минерала, также известная как синяя болотная руда, встречается в низинных торфяниках центральных районов России. Сперва белого или синеватого цвета, но через некоторое время по извлечении из породы приобретает более насыщенный синий цвет. Кристаллическая разновидность иногда называется керченитом (по месту добычи в Керчи).

ВИКАРИЙ (лат. vicarius — наместник) — архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

ВИНО [вино́] (из греч. οινος или лат. vinum, возможно через герм. wein) — алкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением виноградного или плодово-ягодного сока. Может входить в полимент, используется в некоторых иных составах. При помощи вина по старым рецептам приготовляется ярь.

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА — см. Лоза Истинная.

ВИСКОВАТЫЙ Иван Михайлович, дьяк Висковатый (? — 1570) — русский государственный деятель, дипломат, подьячий и хранитель печати Посольского приказа. На соборе 1553 г. выступил против нововведений и западных заимствований в иконописи, решением собора осужден и временно отлучен от церкви (что, однако, не повлияло на служебное положение). Казнен в 1570 г. по обвинению в государственной измене.
см. Николай Андреев. О «ДЕЛЕ ДЬЯКА ВИСКОВАТОГО». Читать

ВИССОН [виссон] — дорогая тонкая ткань, применяемая для одежд царей, священнослужителей и т. д.

отсутствующая иллюстрацияВИТРАЖ — художественное произведение из цветного стекла или иного прозрачного материала, предназначенное для размещения в окне, двери, как самостоятельное панно и т. д. и рассчитанное на сквозное освещение. Витражи с религиозными сюжетами используются в католических храмах, особенно часто в период готики.

ВИФЛЕЕМ (евр. — дом хлеба) — город в Иудее, близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (Мф II, 1-12, Лк II 1-7).

Вифлеемская звезда, фрагмент иконы Рождество Христово.ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА — звезда, появившаяся к моменту Рождества Иисуса Христа и указавшая волхвам путь, которым они следовали на поклонение Богомладенцу.

Владимирская икона Богородицы.ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — чудотворная икона Богородицы подробная информация о понятии.

ВЛАСТИ — см. ангелы.

ВЛАСЫ (мн. ч.) — волосы.

ВЛАСЯНИЦА — одежда их грубой шерсти, служащая для «умерщвления плоти». Атрибут аскета.

ВЛАХЕРНЫ — местность в северо-восточной части Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери и основанный в 451 году. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке.

отсутствующая иллюстрацияВЛАХЕРНЕТИССА — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом. Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери-Оранты, поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма.

ВОДКО (нареч.) — жидко.

отсутствующая иллюстрацияВОДЯНАЯ БАНЯ — приспособление для контролируемого нагрева состава. Состоит из двух сосудов, помещенных друг в друга, больший из которых заполнен водой и нагревается внешним источником тепла. При этом внутренний сосуд не нагреется выше температуры кипения воды, что исключает перегрев и подгорание нагреваемого состава. Водяную баню применяют при приготовлении животных и растительных клеев.

ВоздвижениеВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА Господня — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 14 (27) сентября. Установлен в воспоминание о чудесном обретении голгофского креста святой Еленой в 326 году, во время экспедиции по святым местам. Обретенный крест был вознесен над толпой (воздвигнут) присутствовавшим при этом событии Макарием, епископом Иерусалимским. Икона Воздвижение Креста во храм входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


отсутствующая иллюстрацияВОЗДУХ — название покровцов, которые возлагаются на дискос и потир.

ВознесениеВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении Спасителя во плоти на небо, в присутствии его учеников (Мк XVI, 19, Лк XXIV, 51, Деян I, 4-11) и отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Каноническая иконография Вознесения достаточно точно воспроизводит новозаветный текст. Исключение составляет лишь изображение Богоматери Оранты, представляющей собирательный образ новозаветной церкви. Икона Вознесение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ — воссоздание живописных изображений посредством написания их поверх потемневшей живописи, либо восполнение красками утраченных мест (реставрация с реконструкцией).

ВОЛОЦКИЙ ИОСИФ — См. Иосиф Волоцкий

волхвыВОЛХВ — чародей. Волхвы, следующих на поклонение, либо поклоняющихся Богомладенцу, изображаются на иконе Рождества Христова. См. также поклонение волхвов

ВОЛЬЯШНЫЙ (образ) (от вливать) — литая икона.

ВОЛЮТА (итал. voluta — завиток) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с глазком в центре.

ВОНЯ — аромат, запах.

ВОСК — жироподобное легкоплавкое аморфное полупрозрачное горючее вещество, вырабатываемое пчелами для постройки сот и состоящее, главным образом, из сложных эфиров высших жирных кислот и одноатомных спиртов. В церковной практике воск используется для изготовления свечей. Живопись красками на основе воска (восковая живопись) называется энкаустикой. Воск применяется для составления мастик, применяемых при реставрации икон, входит в состав некоторых покрытий и т. д. Восками также могут называться природные (животные, растительные, ископаемые) или синтетические вещества, схожие по свойствам с пчелиным воском.

ВоскресениеВОСКРЕСЕНИЕ — важнейший акт земной жизни Христа Спасителя, завершение его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, прообразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человеку жизни вечной (Мф XXVIII, Мк XVI, Лк XXIV, Ин XX-XXI). Православный канон отрицает возможность изображения непостижимой тайны Воскресения. Символической заменой подобного изображения служат Явление ангела женам-мироносицам, или Сошествие во ад , которое, в соответствии с апокрифическим Евангелием от Никодима читать, последовало сразу же за Воскресением Спасителя — воскресший Христос сошел во ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой.
на других языках:
английский язык The Resurrection

Воскрешение ЛазаряВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ — иконографический сюжет, воплощающий веру в победу над смертью и изведение праведной души из ада (Ин. XI, 1-46).

отсутствующая иллюстрацияВОСЬМЕРИК — восьмиугольная в плане часть архитектурного сооружения. Обычно устанавливается на четырехугольное основание — четверик.

ВОТИВвотивный предмет.

ВОТИВНЫЙ (прил.) (итал. votivo от voto — обет) — нечто (предмет, изображение и т. п.) являющееся подношением, посвящением божеству (например, поднесенное храму). В русской традиции существовал заказ вотивных (обетных) икон в благодарность за исполнение молитвенного прошения (чаще всего об исцелении). Многие чтимые чудотворные иконы имеют вотивные привески (иногда цепочки и нательные кресты, иногда — изображения из драгоценных металлов исцеленных органов). Ср. Троеручица.

ВОХРА — см. охра

ВОХРЕНИЕ — см. охрение

ВОЩАНКА [вощанка], восчанка — бумага или ткань, пропитанная воском.

ВРАТНАЯ ИКОНА см. надвратная икона

Врезок иконы Николы Чудотворца XV в. в доску XIX в.ВРЕЗОК — икона, у которой на новую доску смонтирована часть более древней иконы.

ВРЕТИЩЕ [вретище] — убогая одежда из грубой ткани, рубище.

Икона Всевидящее Око БожьеВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО — 1. Сложная аллегорическая композиция, символ всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII в. под западным влиянием.; 2. изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник — символ Троицы. См. также Великий Глаз.

ВседержительВСЕДЕРЖИТЕЛЬ — см. Пантократор

отсутствующая иллюстрацияВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей в соответствии с установленной процедурой. Русской Православной Церковью признается основополагающими семь первых соборов: 1. Никейский (325 г.), 2. Константинопольский (381 г.), 3. Эфесский (431 г.), 4. Халкидонский (451 г.), 5. Второй Константинопольский (553 г.), 6. Третий Константинопольский (680-681 гг.) (иногда Пятый и Шестой Соборы логически объединяют в один Пятошестой Собор), 7. Второй Никейский (787 г.). На шестом Соборе рассматривались вопросы иконописи. Седьмой собор окончательно восстановил иконопочитание.
см.
Решения VI Вселенского Собора Читать.
Решения VII Вселенского Собора Читать.

отсутствующая иллюстрацияВСЕМИЛОСТИВАЯ, Панахранта — иконографический тип изображения Божией матери. Богоматерь восседает на престоле, держит Младенца на коленях. Из икон этого типа более всего известны Державная и Всецарица.

Всех скорбящих РадостьВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ — наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери — самостоятельно или перед Христом — включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих богодеяния от имени Богоматери. Согласно преданию, обретена в 1643 году. Память 24 октября (6 ноября).
Всех скорбящих Радость с грошиками — чудотворная икона с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской).

ВСКУЮ — 1. зачем, почему, для чего; 2. напрасно, зря

Вход в ИерусалимВХОД В ИЕРУСАЛИМ , вербное воскресенье, неделя ваий — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед Своей мученической кончиной и Воскресением (Мф XXI, 1-11, Мк XI, 1-10, Лк XIX, 29-38, Ин XII, 12-15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника — неделя Ваий (т. е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба — отсюда — Вербное воскресенье. Икона Вход в Иерусалим входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.
на других языках:
английский язык Palm Sunday — Пальмовое воскресенье; Entry into Jerusalem — Вход в Иерусалим

отсутствующая иллюстрацияВЫВОРОТОК — в иконописи отворот, загнутый край одежды, пишется обычно в тоне, контрастном цвету наружной стороны ткани.

ВЫХВОЩИТЬ (глаг.) — см. хвощ.

ВЫШИВКА — украшение тканей, кожи, войлока и т. п. узором из нитей.

ВЯЖУЩЕЕ — порошкообразное вещество (гипс, известь, цемент), образующее при смешивании с водой пластичную массу, переходящую затем камневидное состояние. Вяжущие входят в строительные материалы, в частности в состав штукатурки — основы под настенную живопись.

отсутствующая иллюстрацияВЯЗЬ — вид декоративного письма, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент.
Г

ГавриилГАВРИИЛ — имя одного из архангелов, носителя радостных благовестей. Гавриил предсказал рождение Иоанна Предтечи и рождение Иисуса Христа. Архангел Гавриил изображается в сюжете Благовещения, в деисусном ряду иконостаса, на дверях иконостаса.

ГАЙТАН [гайтан] — шнурок, тесьма для ношения нательного креста, ладанки и т. д.

ГАЛАКТОТРАФУСА — см. Млекопитательница

ГАММА красочная (гамма цветовая) — ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественного произведения.

отсутствующая иллюстрацияГЕЕННА ОГНЕННАЯ (от евр. — долина Еннома {географ. название}) — символ вечных наказаний в аду. В сюжетах на тему Страшного Суда изображается в виде огненного чудовища, извергающего пламя.

отсутствующая иллюстрацияГЕMMА (лат. gemma) — произведение глиптики, камень с выпуклым (камея) или углубленным (инталия) резным изображением.

Св. ГеоргийГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦсвятой, великомученик. Согласно преданию, уроженец Каппадокии или сопредельных ливано-палестинских земель, воин, дослужившийся до высокого чина. Замучен в 303 г. во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Предание связывает имя Св. Георгия с подвигом змееборчества. Память 23 апреля (6 мая) (мученическая кончина) и 26 ноября (9 декабря) (Чудо Георгия о змие ).

ГЕФСИМАНИЯ (евр. — масличная давильня) — сад близ Иерусалима, в котором Иисус Христос молился в ночь ареста (Мф 26,36-56; Мк 14,32-42; Лк 22,39-46; Ин 18,1-12).

ГВЕНТЫ (мн. ч.) — в иконописи темные линии рисунка.

ГВЕРСТА (ж. р.) — в иконописи песок, как нежелательная примесь в пигменте.

отсутствующая иллюстрацияГИМАТИЙ — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. подробная информация о понятии

ГЛАЗ ВЕЛИКИЙ — см. Великий Глаз

ГЛАУКОНИТ (от греч. γλαυκος — зеленоватый) — минеральный пигмент зеленого цвета класса силикатов, (K,Na)(Fe,Al,Mg)2(Al,Si)Si3O10(OH)2. Встречается исключительно в смеси с глинистыми и песчаными породами. Как самостоятельный минерал известен с 1828 г. До этого использовались краски на основе глауконитовых глин с названием «зеленая земля» и «празелень».

ГликофилусаГЛИКОФИЛУСА (греч. — сладколобзающая) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем: младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. Также известна под именем Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская , Феодоровская , Донская и др.

ГЛИПТИКА — искусство резьбы по камню.

отсутствующая иллюстрацияГЛОБУС — приспособление иконописца — концентрирующая линза, шарообразный сосуд, заполненный водой, используемый для освещения рабочей зоны.

отсутствующая иллюстрацияГЛУШИЦКИЙ ДИОНИСИЙ (1363 — 01.06.1437) — преподобный святой, основатель монастырей на р. Глушице (Вологодская обл.), иконописец. подробная информация о понятии.

ГНОСТИКИ — см. гностицизм.

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. γνωστικος — знающий, познающий) — совокупность эзотерических религиозно-философских учений I-IV вв., объединяющих элементы христианства, иудаизма, политеистических религий, пифагорейства.

ГолгофаГОЛГОФА (евр. — череп) — холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Голгофа в сценах Распятия условно изображается горкой у подножия Креста с символическим разломом, в котором виден череп — глава Адама. Голгофа на иконах и распятиях подписывается ГГ (гора Голгофа) или МЛРБ (место лобное рай бысть). Голгофский Крест — один из типов изображения Креста с орудиями страстей на ступенчатом основании.

ГОЛОВЕНКА (уменьшит. от головня) — обожженный кусок дерева с заостренным концом, используемый в иконописи для нанесения контуров рисунка на левкас.

ГОЛУБЕЦ — в иконописи голубая и синяя краска. См. также азурит, лазорь, лавра во 2-м знач.

голубьГОЛУБЬ по закону Моисееву чистая птица (Быт. VII, 9). Христос заповедал Своим последователям «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. X, 16; Мк. I, 10; Лк. III, 22; Ин. I, 32). В иконографии голубь — символ Святого Духа. Изображается на иконах Сошествие Святого Духа, Отечество, Богоявление, Благовещение и др.

Икона Богородицы Гора Нерукосечная, XVII в.ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ — один из символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (Дан II, 34). Богоматерь с младенцем на троне держит в руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину, лестницу Иакова, иногда — ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные прообразы и воплощения.

ГОРАЗДЫЙ (прил.) — искусный, опытный в чем-либо.

ГОРБЫЛЁК (уменьшит. от горбыль) — дешевый вид доски с выпуклой поверхностью, получаемый срезом наружней части бревна. Применялся при написании дешевых, обычно подокладных (подфолежных) икон.

горкаГОРКА иконописная — один из символов пейзажа в иконописи. Иконописные горки изображаются с плоскими уступами лещадок.

ГОРНИЙ (прил.) — верхний, высший, возвышенный, небесный.

ГОРОДОВЫЕ ИКОНОПИСЦЫ — иногородние иконописцы, вызывавшиеся (нередко принудительно) при проведении крупных работ. Ср. кормовые и жалованные иконописцы.
см. Сенька (Семен) Лузин ЧЕЛОБИТНАЯ НА ИКОНОПИСЦЕВ НА ИМЯ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Читать 3 апреля 1675 г.

ГОСПОДСТВА — см. ангелы.

ГОСПОДЬ [госпо́дь] (род. п. «Го́спода», зв. п. «Го́споди») (исконнославянское; от первоначального — оказывающий гостеприимство, хозяин; позже — властелин, владыка) — одно из имен Божьих. По-иудейски записывается в виде тетраграмматона — нечитаемого сочетания четырех согласных букв, что огласуется как Иегова или Яхве (Быт. II, 4; Исх. III, 4-16 и др.).

ГОСТЕПРИИМСТВО (страннопиимство) АВРААМА — ветхозаветный сюжет явления Аврааму трех ангелов (Быт. XVIII, 1-15). За исключением икон праздников Богоявления (Крещения), Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницы) и Преображения Господня считается единственно возможной канонической формой изобразительного выражения Троичного догмата. См. Ветхозаветная Троица.
на других языках:
греческий язык φιλοξενια — филоксения, гостеприимство, странноприимство
английский язык Hospitality of Abraham — гостеприимство Авраама

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, ГТГ — Московский музей русского искусства. Основа — частное собрание П. М. Третьякова; с 1856 г. передана в дар Москве. Раздел древнерусского искусства содержит богатейшую коллекцию икон XI-XVII вв.
Залы древнерусского искусства ГТГ см. в интернете: http://www.museum.ru/tretyakov/hid/exp_r6.htm внешняя ссылка

ГРАФЬИ (мн. ч.) (от греч. γραφος — начертанный) — углубленные линии, описывающие контуры рисунка, процарапанные по поверхности грунта (левкасу или штукатурке). Основная функция — сохранение контуров рисунка после наложения красочных слоев. Графить — процарапывать контуры.

ГРАФЬЯ — 1. см. графьи 2. инструмент для процарапывания линий по поверхности грунта — игла с рукоятью-штыльком.

ГРЕК ФЕОФАН — см. Феофан Грек

ГРЕМИТКА — см. гремок

отсутствующая иллюстрацияГРЕМОК, гремитка — шпатель, деревянная или металлическая лопатка для нанесения и разравнивания левкаса.

ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВА ИКОНА — см. Андроникова икона Божией Матери

ГРЕЧИН — грек; см. также Олисей Гречин

отсутствующая иллюстрацияГРИВНА — 1. нашейное украшение, металлический обруч, ожерелье. Также гривной могла называться драгоценная привеска (часть убора) к иконе Спаса. См. также монисто. 2. весовая и денежная единица.

отсутствующая иллюстрацияГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин — святитель, один из отцов церкви. Память 25 января (7 февраля) подробная информация о понятии.

отсутствующая иллюстрацияГРИГОРИЙ НИССКИЙ — святитель, один из отцов церкви. Память 10 (23) января подробная информация о понятии.

отсутствующая иллюстрацияГРИГОРИЙ ПАЛАМА — святитель, один из отцов церкви. Память 14 (27) ноября подробная информация о понятии.

отсутствующая иллюстрацияГРИГОРИЙ ПЕЧЕРСКИЙ — преподобный иконописец, сопостник Алипия Печерского, возможно, из числа иконописцев, прибывших в Киев из Византии. Память 8 августа и 28 сентября ст. ст.
см. Слово 4 Киево-Печерского патерика СЛОВО О ПРИХОДЕ ИКОНОПИСЦЕВ К ИГУМЕНУ НИКОНУ ИЗ ЦАРЬГРАДА Читать

ГРИЗАЙЛЬ (от франц. gris — серый) — монохромная живопись, живопись, выполненная в оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого.

ГРУНТ — слой специального состава, наносимый поверх обработанной основы с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В иконописи грунт называется левкасом.

ГРУНТОВЩИК — см. левкащик.

ГТГ — см. Государственная Третьяковская галерея

ГУАШЬ — краски, близкие по своему составу акварели, но отличающиеся большей кроющей способностью (менее прозрачны), а также живопись этими красками.

ГУБКА, губка грецкая (т. е. привезенная из Греции) — морское беспозвоночное, используемое в живописной и позолотной работе, благодаря своему свойству впитывать большие количества жидкости.

ГУЛЬФАРБА (от нем. golde Farbe — золотая краска) — по одним сведениям — желтая краска, имитирующая золото, по другим — клеящий состав под листовое золочение.

Гуменцо, икона св. первомученика и архидиакона СтефанаГУМЕНЦО, гуменце — выбритая теменная часть головы. В католичестве — тонзура.

вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение
 
Hosted by uCoz