|
62.37 kB, 480x600px
|
До сих пор действует запрет на изображение Святой Троицы непосредственно в виде трех ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа, так как триединость Бога непостижима человеческим умом и принципиально неизобразима. Троица изображается в символическом виде, наиболее часто используется сюжет гостеприимства Авраама - явления ему трех ангелов .
Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же очима своима, виде, и се трие мужи стояху над ним. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли. И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Да принесется вода, и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом. И принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь свой, его же ради уклонитеся к рабу вашему. ... И взя масло и млеко и тельца, его же приготова. И предложи им. И ядоша. Сам же стояше пред ними под древом.
Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе. Три ипостаси Бога мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица. Древнейший тип композиции Ветхозаветной Троицы - т. н. изокефальный, т. е. равноправный (при котором одинаковые ангелы в одинаковых одеждах и одинаковых позах сидят за столом) пришел с Запада. Рублевская Троица со вписанными в круг фигурами ангелов также не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Композиция проста и лаконична, в ней нет лишних элементов или персонажей (например, Авраама и Сарры), но во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублева, ставшую образцом, разрушается гармония замысла. В некоторых образах один из ангелов (центральный) выделяется над двумя другими, выражая мнение, что Аврааму явиля Бог с ангелами. Центральный ангел изображается в большем масштабе, с распростертыми крыльями, иногда с кресчатым нимбом (атрибутом Иисуса Христа), даже с подписью "IC XC". По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г.), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублева, т. е. не различая ипостасей, подписывая же только "Святая Троица". Тем не менее, в композиции Ветхозаветной Троицы с давних времен пытаются выделить, вычленить отдельные ипостасные персонажи, прочесть скрытые символы образа:
"Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа. Трапеза, на которой стоит чаша, - прообраз "гроба господня". Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына. В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов обозначают власть и всемогущество. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды, "предвечного" замысел спасения человечества. Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного жизненного принципа мира. Дуб позади среднего ангела - "древо вечной жизни" - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала вселенной ; это прообраз креста и символ воскресения. Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ "горы высокой" - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ богопознания, "домострительства" Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз "дома божьего" - вселенской церкви."
информация об авторе
CopyLeft © 2001 by |