![]() ![]()
УГОЛЬ, уголье — природный пигмент черного цвета. УГОЛЬЕ — см. уголь. УГОТОВАННЫЙ ПРЕСТОЛ — см. этимасия. УД — член тела, часть тела. УКРЕПЛЕНИЕ материала (красочного слоя, грунта и т. д.) — в реставрации комплекс мер, направленных на прекращения процессов интенсивного разрушения материала произведения, для придания ему относительной стабильности. УЛЬТРАМАРИН — краска от густо-синего до голубовато-серого цвета, получаемая измельчением полудрагоценного камня лазурита. УМБРА — краска темно-коричневого цвета. По химическому составу близка к охре, от которой отличается высоким содержанием соединений марганца.
УМРА — см. умбра УРИПИГМЕНТ — см. аурипигмент. УРХА — см. Эдесса
УСИЯ — см. Троица.
УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОФИЧ (1625-26 — 1686) — знаменитый московский иконописец, совмещавший в своих работах традиционную иконописную технику с приемами западной живописи УШЕСА — двойственное число от ухо ФАБРА (от нем. Farbe — краска) — краска. ФАБРИТЬ (глаг. от фабра) — красить. ФАВОР — гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета. Место, где произошло Преображение Господне.
ФАКТУРА (лат. factura — обработка) — совокупность материальных, осязаемых свойств поверхности произведения. ФАСАД (франц. facade, итал. facciata, от faccia — лицо) — наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и др. фасады.
ФЕОФАН ГРЕК (1330-е — между 1405 и 1415) — живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине XIV — нач. XV вв. ФИБУЛА — см. аграф.
ФИКАТЬ, профикать (глаг. от фик — свист, скрип) — разровнять застывающую олифу на поверхности иконы.
ФИЛИОКВЕ (лат. filioque — и Сына) — добавление к Никео-Цареградскому Символу веры, имеющееся у католиков и отсутствующее у православных. Филиокве впервые сформулировано на Толедском соборе в Испании в 589. Смысл этого добавления в том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (Ин 20,22, Гал 4,6 и др.). ФИМИАМ — благовонная смола для воскурения. ФИНИФТЬ — см. эмаль. ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК — лак, приготовляемый из фисташковой смолы. ФОЛЬГА (через польск. от от лат. folium — лист) — тонкие (обычно 2-100 мкм) листы и ленты металла, иногда с золоченой или окрашенной поверхностью. ФОМИНА НЕДЕЛЯ — см. Антипасха. ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ — см. Антипасха. ФОН (франц. fond от лат fundus — дно, основание) — задний пространственный план художественного произведения. В иконописи фон традиционно называется словом «свет».
ФРИЗА — древняя краска синего цвета.
ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО, фрязь (др.-рус. «фряжский» — итальянский, «фрязи» — итальянцы, ед. ч. «фрягъ», от греч. φραγκος — франк) — наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства. ФРЯЗЬ (от «фрязи» — итальянцы, ед. ч. «фрягъ», от греч. φραγκος — франк) — см. фряжское письмо. ФРЯЗИСТ (от «фрязи» — итальянцы, ед. ч. «фрягъ», от греч. φραγκος — франк) — иконописец, пишущий с реалистическим уклоном, в «фряжской (итальянской) технике», в «академической манере живописи». ФУНТ — мера веса, равная 1/40 пуда = 32 лота = 96 золотников = 9216 долей = 409,51241 г. ФУРЕНИЕ — завершающие приемы работы иконописца с целью придания свеженаписанной иконе старинного вида. Подфурить икону — состарить икону. Подфурная икона — икона, поддельная под древнюю. ФУРИЛЬЩИК, подфурник — иконописец, работающий в технике, придающей свеженаписанной иконе вид старинной или древней, чаще всего, с целью выдачи новой иконы за более древнюю и ценную. | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |