![]() ![]()
ИГУМЕН (греч. ηγουμενος — ведущий) — первоначально — начальник монастыря. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. ИЕГОВА — см. Яхве ИЕРАРХИЯ (греч. — священновластие, священноначалие) — упорядоченное расположение частей или элементов целого. Выделяется три вида иерархии: 1. иерархия небесных сил — три триады, девять чинов ангельских; 2. иерархия чинов священнослужителей (подобна небесной иерархии, включающая три степени); 3. иерархия священнослужителей внутри клира. ИЕРЕЙ (от греч. ιερευς — жрец) — священник, соответствует второй степени церковной иерархии.
ИЗВОД — в иконографии одна из разновидностей установленного канона.
ИЗИДА — см. Исида ИЗОГРАФ [изограф] (греч. ισο — одинаковый, γραφω — писать, изображать) — иконописец, живописец. ИЗОГРАФИЯ [изография] (греч. ισο — одинаковый, γραφω — писать, изображать) — культовая живопись, иконопись.
ИЗУМРУДНАЯ ЗЕЛЕНЬ — краска ярко-зеленого цвета, гидрат окиси хрома.
ИКОНИЧНОСТЬ (от икона, также греч. εικων — образ, подобие, изображение, мысленный образ) — качество сущности (предмета, явления, образа, текста и т. д.), заключающееся в наличии антиномичной взаимосвязи, неслиянного единства с божественным Первообразом, являемым сущностью. Иконичность может рассматриваться как общий принцип строения созданного Богом мира, включая человека, сотворенного по образу и подобию Божьему. Иконичность — степень соответствия чего-либо Божественному замыслу, способ проявление Божественной истины и, следовательно, основа богопознания. ИКОННАЯ — см. иконописная. ИКОННАЯ ДОСКА — см. доска. ИКОННИК — 1. то же, что иконописец; 2. продавец икон.; 3. местное наименование полки для икон ИКОННИЦКАЯ КЕЛЬЯ — см. иконописная. ИКОНОБОРСТВО — см. иконоборчество.
ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство — еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество Православия» (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. ИКОНОГРАФИЯ — устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. ИКОНОДУЛ (от греч. εικων — икона, образ и δουλευω — поклоняться, служить, быть рабом) — название почитателя икон в период иконоборчества. См. также иконокласт ИКОНОКЛАСТ (от греч. εικων — икона, образ и κλασταζω — ломать) — иконоборец См. также иконодул ИКОНОМАЗ — презрительное название плохого иконописца. Обычно употребляется в отношении целой школы иконописи: суздальские икономазы, владимирские икономазы ИКОНООБРАЗ (от икона и образ) — искусственный термин, предложенный Валерием Лепахиным для расширения понятия «икона» за рамки церковного молитвенного образа — взаимосвязь образа и первообраза в некоей сущности, предмете, явлении и т. д. Постепенно термин «иконообраз» вышел из употребления, уступив место понятию иконичность.
ИКОНОПИСНАЯ, иконницкая келья, иконная, — специализированная мастерская иконописи; помещение, в котором пишут иконы. ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК — особое руководство по иконописанию, собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия ИКОНОПИСЬ [иконопись] (от икона и писать), иконописание, иконное писание. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе литургии, одна из форм проявления Божественной истины. ИКОНОСТАВ — то же, что иконностас
ИКОНОТОПОС (от икона и греч. τοπος — место, местность, пространство) — искусственный термин, предложенный Валерием Лепахиным для обозначения святого места, являющего собой образ божественного первообраза, т. е. представляется иконичным образом. Например, алтарь храма, сам храм, кремль-детинец, город, страна могут рассматриваться как «топографические иконы». ИКОНЩИК — то же, что иконник во 2-ом. знач. ИКОС — песнопение, содержащее жизнеописание святого, составная часть акафиста, чередующаяся с кондаком. ИЛИТОН — тонкая льняная, шелковая или хлопчатобумажная ткань, из которой изготавливался четырехугольный плат, настилаемый на престол и служащий для заворачивания антиминса. ИМЕНОСЛОВНОЕ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ — см. перстосложение ИМЕБОЖИЕ — см. имяславие ИМЕСЛАВИЕ — см. имяславие ИММАНУИЛ — см. Эммануил ИМЯБОЖИЕ — см. имяславие ИМЯБОРЦЫ — см. имяславие ИМЯСЛАВИЕ, имеславие, имябожие, имебожие — движение, возникшее в русских монастырях на Афоне в 1910 г., основным утверждением которого было «имя Божие есть Бог». Осуждено официальной церковью, подавлено с применением военной силы в 1913 г.
ИНДИГО, индык, хинти (от лат. indicus — индийский) — привозная растительная краска насыщенного синего цвета. ИНДЫК — см. индиго. ИНОК (от слав. — отличный от остальных, другой, одинокий; дословный перевод греческого μοναχος) — монах. ИНОКОПОТЬ — см. инакопь. ИНОКОПЬ — см. инакопь.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — см. Иоанн Предтеча
ИПОСТАСЬ — см. Троица. ИРМОС (греч.) — первая строфа песни канона.
ИСИХАЗМ (от греч. ησυχια — спокойствие, молчание) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IX вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.
ИСПОВЕДНИК (греч. ομολογοηιης) — святой, прославляемый Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались, в отличие от мучеников, в живых. ИСПОВЕДЬ (покаяние) — таинство православной церкви. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов.
КАЛИТА — небольшая кожаная сумка, кошелек, носимый на поясе или на лямке через плечо. КАЛЬВИНИЗМ (по имени основателя Жана Кальвина) — направление протестантизма, исторически охватившее Францию, Нидерланды, Шотландию, Англию и послужившее толчом к нидерландским и английским революциям. Появилось как противодействие Католической Церкви. Призывает к «возвращению» к апостольским идеалам. Признает только Священие Писание, отрицает необходимость духовенства, «излишнюю» обрядовость, иконы и пр. КАМЕДЬ, комедь (греч. κομμιδιον) — растворимые в воде клейкие выделения различных растений (вишня, слива, акация и др.), используемые в живописи. КАМЕНКА, краска-каменка — в иконописи любая минеральная (буквально приготовленная из камня) краска.
КАНАФАРКА — придание эффекта матовой зернистой поверхности, достигаемый множественными несильными ударами чекана-канафарника по золоченому левкасу или металлическому окладу иконы. КАНИТЕЛЬ — тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье. КАНИФОЛЬ (от греч. Κολοφων — название города в Малой Азии) — хрупкое стекловидное вещество желтого или коричневого цвета, получаемое из смолы хвойных растений. В иконописи и реставрации икон может использоваться в составе лаков, мастик и т. д. КАНОН (греч. κανων — норма, правило, мера) — 1. совокупность правил, предопределяющих форму и содержание произведения искусства, знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т. е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа). На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения. 2. Постановление вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни. 3. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27). 4. Особый жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен КАНОНИЗАЦИЯ (греч. κανονιζω — подчинять правилу, узаконивать) — причисление к лику святых. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых — собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и таким образом устанавливается его почитание.
КАРГОПОЛЬ — уездный город Олонецкой губернии, сейчас районный центр Архангельской обл. на р. Онега, традиционный иконописный центр. Иконы, написанные в Каргополе, отличались особым «северным письмом». КАРЛУК — клей из плавательных пузырей осетровых рыб. КАРМИН (фр. carmin от араб. kirmiz — червь + лат. minium — киноварь) — органическая красная краска, получаемая из кошенили. КАРНАЦИЯ (франц. carnation — телесный цвет от лат. caro — плоть) — совокупность живописных приемов, используемых при изображении лица и обнаженных частей тела. В иконописи чаще применимо понятие личное письмо.
КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ — см. катакомбы
КАТАПЕТАСМА (греч. καταπετασμα) — см. завеса. КАТАСАРКА — первое (нижнее) покрывало на престол. КАТАЛОГ [катало́г] (от греч. καταλογος — список) — упорядоченный перечень каких-либо предметов, например, каталог музейной экспозиции. КАТАФАТИЗМ [катафати́зм] (от греч. καταφατικος — утвердительный) — в богословии способ богопознания, заключающийся в применении к Богу утвердительных определений. Считается менее совершенным в сравнении с апофатизмом. КАТЕХИЗИС (греч. κατηχησις — наставление, поучение) — изложение вероучения в форме вопросов и ответов. КАТОЛИЦИЗМ — см. Католичество КАТОЛИЧЕСТВО, католицизм (от греч. καθολικος — всеобщий) — одно из основных направлений в христианстве. Глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Разделение с Православием произошло в ходе т. н. «великого раскола» в 1054 г. Особенности: к Символу веры добавлено филиокве; используются догматы о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы, целибат духовенства. Иконы формально почитаются, но иконопись практически повсеместно вытеснена религиозной живописью и скульптурой. КВАСЦЫ — белый порошок — кристаллогидрат двойных сульфатов. Применяются при изготовлении красок. КЕЛИЯ, келья — (греч. κελλιον от лат. cella — ячейка, комнатка) — отдельная жилая комната монаха. КЕНОВАРЬ — см. киноварь КЕНОВАРНИЦА — сосуд для киновари КЕРЧЕНИТ — см. вивианит КИАН, циан (греч. κυανος — темно-синий) — общее название для разных оттенков синего цвета от иссиня-черного до бирюзового, а также для красок этих цветов (обычно минерального происхождения).
КИВОТ — см. киот КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК — сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря. Сложился в XIII в. Включает в себя повествования о прибытии греческих изографов и о первых русских иконописцах.
КИНОВАРЬ, кеноварь (греч. κινναβαρι, лат. cinober) — сернистая ртуть, HgS, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи. Месторождения естественной киновари известны в нескольких местах Восточной Европы. Искусственно киноварь можно получить из ртути и серы. Керамические сосуды для приготовления искусственной киновари обнаружены в мастерской Олисея Гречина в Великом Новгороде. Ядовита. На свету со временем темнеет. КИНОВИЯ [кино́вия] (греч. κοινοβιος — cсовместная жизнь, общежитие) — монастырь общежитийного устава. КИОТ, кивот, киоть (греч. κιβωτος — ящик, ковчег) — деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон. КИОТЬ — см. киот КИП — образ, икона.
КИСЛЬ — кислота.
КЛАВИЙ — см. клав КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись красками, связующим которых служит клей. КЛЕЙ — жидкая масса, твердеющая при высыхании и обеспечивающая соединение двух поверхностей.
КЛЕПИК — см. кляпик КЛЕЯНКА — приспособление для варки клея на «водяной бане». КЛИР (греч. κληρος — жребий) — совокупность священнослужителей и церковнослужителей (например, одного храма). КЛИРОС, крылос — место перед алтарём,предназначенное для певчих.
КОКОШНИК — фальшивая (декоративная) закомара. КОКУЛЬ — см. куколь.
КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ (двенадцать колен Израиля) — двенадцать родов (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля) — родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе — о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (Быт XCIX). После исхода «сынов Израиля» из Египта за каждым коленом(учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода — по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам-священникам — не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания (Числ XXXII, Нав I, 13-17). КОЛЕР (лат. color — краска, цвет) — оттенок, красочный состав, приготовленный из нескольких красок.
КОЛОРИТ — цветовой строй произведения искусства, взаимосвязь оттенков и цветовых нюансов. КОЛОННА — круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции. Состоит из ствола, капители и базы. КОМЕДЬ — см. камедь КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, связывание) — построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные общим идейным замыслом. КОМПРЕСС (фр. compresse, от лат. compressus — сжатый) — в реставрации способ пропитки поверхностного слоя произведения жидким реактивом путем прижатия к обрабатываемому участку произведения на определенное время (т. н. время экспозиции) ткани, смоченной реактивом. КОНДАК (греч. κονδαξ — колышек; палочка, вокруг которой наматывался свиток) — краткое церковно-богослужебное песнопение в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающее сущность праздников и составляющее как бы тему для всего богослужебного их чинопоследования, составная часть акафиста, чередующаяся с икосом.
КОНСЕРВАЦИЯ (лат conservatio — сохранение) — создание оптимальных условий для хранения произведений искусства, а также проведение обработки, способствующей их сохранению. КОНСТАНТИНОПОЛЬ, Царьград — столица (с 330 г.) Византийской империи. Основан Константином I на месте города Византий. Ныне Стамбул в Турции.
КОНТРАФАКЦИЯ [контрафа́кция] (лат. contrafactio — подделка) — в искусствоведении подделка произведения искусства с целью введение в заблуждение покупателя: искусственное придание более древнего и ценного внешнего вида, либо имитация авторства конкретного художника. В применении к иконописи употреблялось выражение «подфурная икона» (см. фурение). КОНТРЭМАЛЬ — слой эмали, нанесенный на тыльную сторону изделия, покрываемого эмалью с целью предотвращения коробления изделия при обжиге. КОНТУР (франц. contour) — очертание предмета, линия, очерчивающая форму.
КОПАЛ (исп. copal) — смола, добываемая из тропических растений, либо их ископаемых останков. Из твердых разновидностей копалов получают особо прочные лаки. КОПОРКА — охра, привезенная из г. Копорье. КОРАБЛЬ — в храмовой архитектуре центральный неф базиликального храма, помещение для верующих. КОРЗНО — воинский плащ на меховой подкладке. КОРМОВОЙ ИКОНОПИСЕЦ — иконописец, нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение. Ср. жалованный иконописец, городовые иконописцы.
КОРПУСНОЕ ПИСЬМО — в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями.
КОШЕНИЛЬ (фр. cochenille) — насекомые, из которых добывается красный краситель кармин, а также краска на основе этого красителя.
КРАПЛАК — интенсивно окрашенная органическая краска. Извлекается из корня марены КРАСКА — жидкая или пастообразная масса, состоящая из пигмента и связующего, приготовленная для живописных и малярных работ. Природа и состав связующего определяет технологические свойства краски и ее название. По происхождению пигмента краски делят на минеральные и органические. И те, и другие, могут быть как натуральными, так и искусственными.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ — см. Воздвижение Креста Господня.
КРЕЩЕНИЕ — см. Богоявление
КРУЖАЛО, кружило, рошкуль — циркуль. КРУЖАЛАЛЬНАЯ ИКОНА — икона круглой формы. КРУЖИЛО — см. кружало КРУТИК — 1. красильное растение вейда, а также синяя органическая краска, получаемая из него; 2. то же, что индиго. КРЫЖ (польск. kryž — крест) — именование четвероконечного (латинского) креста. КТИТОР (греч. κτητωρ — владелец, собственник) — человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. В иконописи и стенописи ктиторы, либо их тезоименные святые часто изображались в различных иконографических композициях.
КУПИНА [купина́] — см. неопалимая купина
КУШАК — пояс или опояска, широкая тесьма или полотнище ткани. | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |