![]() ![]()
ЭДЕССА (греч. Εδεσσα), Едесса, Урха — город-государство в Малой Азии, ныне г. Урфа (Шанлыурфа) в Турции. По преданию, в этом городе родились пророки Авраам и Иов. С Эдессой связана история первой иконы — Нерукотворного образа Спасителя. ЭКЗАРХ [экза́рх] (греч. εξαρχος — глава, руководитель, начальник) — архиерей, управляющий крупной церковной областью — экзархатом, как правило лежащей за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти — патриарху или синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская православная церковь имеет экзархаты в Белоруссии, в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке. ЭКЗАРХАТ [экзарха́т] — см. экзарх ЭКЗЕГЕТИКА [экзеге́тика] (греч. εξηγητικα — разъяснение) — раздел богословия, предполагающий анализ и истолкование литературных источников (прежде всего, Св. Писания). ЭКЗОНАРТЕКС — см. нартекс ЭКЛЕКТИКА [экле́ктика] (от греч.εκλεκτος — выбранное, отобранное), эклектизм — механическое сочетание разнородных (часто противоположных) составляющих в произведении искусства. ЭКСПРЕССИЯ [экспрэ́ссия] или [экспре́ссия] (от лат. expressio — выражение) — выразительность, степень проявления чувств и эмоций в художественном произведении. ЭКФРАСИС [экфра́сис] (от греч. εκφρασις — описание) — жанр византийской литературы, описание произведения искусства.
ЭЛЕМИ (исп. elemi из араб.) — густая жидкость с сильным ароматическим запахом, бальзамо-смола из сока тропических растений. Вводится в состав некоторых лаков для снижения хрупкости.
ЭМУЛЬСИЯ [эму́льсия] (от лат. emulsus — выдоенный) — взвесь мельчайших частиц одной жидкости в другой, основа многих красок, например, темперы.
ЭПИСТИЛИЙ, эпистиль (греч. επιστυλιον — то, что поверх колонн) — в античной архитектуре название горизонтального ряда балок перекрытия (архитрав, фриз и карниз); в древних иконостасах то же, что тябло. ЭПИСТИЛЬ — см. эпистилий ЭПИТЕТ [эпи́тет] (от греч. επιθετος — приложенный) — художественное определение, обычно в форме прилагательного, раскрывающее одно из свойств объекта, либо переносящее на него свойства другого объекта. ЭРМИНИЯ — см. ерминия ЭСХАТОЛОГИЯ [эсхатоло́гия] (греч. εσχατον — край, конец, предел + λογος — учение) — учение о конечных судьбах мира и человечества. ЭТИМАЗИЯ — см. Этимасия
ЭФУД — см. эфод ЮРОДИВЫЕ [юро́дивые] (прил., мн. ч.; ед. ч. м. р.: юродивый, ж. р.: юродивая) (от др.-русск. уродъ — слабоумный; греч. σαλος) — подвижники во имя Господа, отказавшиеся от жизненных благ, отрешившиеся от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного с целью достижения внутреннего смирения (см. 1 Кор. 3, 19) ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ЖЕНАМ-МИРОНОСИЦАМ — см. Жены-мироносицы у Гроба Господня
ЯЗЫЧЕСТВО [jазы́чество] (от ст.-слав. язы́ки — народы). В первоначальном значении в переводах ветхозаветных текстов язычники — любые народы, кроме избранного — евреев. Позже — приверженцы нетеистических верований. Язычество — политеизм, как противопоставление монотеистическим религиям (как правило христианству). ЯЗЫЧНИК [jазы́чник] — см. язычество ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА — краски, связующим которых служит яйцо, либо только его желток. ЯЙЦО куриное — связующее многих красок в иконописи. ЯНТАРЬ [jанта́рь], ентарь (литов. gintaras) — ископаемая смола, поделчный материал и основа для производства высококачественной олифы (по современной классификации янтарные олифы являются лаками). ЯР — см. ярь ЯРОВЧАТЫЙ (прилаг.) — изготовленный из древесины клена; см явор
ЯРУС[jа́рус] — обычно горизонтальный ряд, слой или пласт чего-либо. В храмовом убранстве — расположенные на одном уровне иконы, либо композиции настенной живописи. Иногда ярусом называют чин иконостаса. ЯРЬ, ярца (ж. р.), яр (м. р.) — групповое название красок ярко-зеленого цвета. Согласно отдельным источникам, ярь можно было получить обработкой меди кислым молоком. ЯРЬ ВЕНИЦЕЙСКАЯ — см. ярь-медянка. ЯРЬ-МЕДЯНКА ярь-мидянка — ярко-зеленая краска на основе уксуснокислой меди. Широко использовалась во всех видах живописи (кроме стенной из-за ограниченной стойкости к щелочам). По месту изготовления (Венеция) называлась ярь веницейская. ЯРЦА — уменшит. от ярь
ЯСПИС [jа́спис] (от греч. ιασπις — яшма, возможно из финик.) — разновидность кварца с зеленоватым оттенком, хорошо поддающаяся полировке. В древности считался драгоценным камнем. ЯТНЫЙ — понятный, четкий, различимый, ясный. Неятная икона — потемневшая икона с плохо различимым изображением. ЯХВЕ [jа́хвэ] (нескл.) — имя Бога, произвольная огласовка библейского нечитаемого тетраграмматона (четырех еврейских букв: йод, хе, вау, хе). В русском переводе библейских текстов нечитаемое имя Бога заменяется словом Господь. Иной вариант огласовки — Иегова. См. также Саваоф ЯХОНТ [jа́хонт] (от греч. υακινθινος — цвета гиацинта) — древнее название рубина и ему подобных драгоценных камней. | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |