ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери]— чудотворная икона Богородицы, написанная по преданию евангелистом Лукой. На Русь икона попала из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, князь Андрей Боголюбский, перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование).
Во время нашествия Тамерлана в 1395 чтимая икона в качестве палладиума была перенесена в Москву. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено, как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 (нашествие Мазовши) и в 1480 (Стояние на реке Угре). В память об этих чудесах Православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы 21 мая, 23 июня и 26 августа (ст. ст.). Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону Царских Врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243), сейчас находится в церкви Никона в Столпах (храме-музее), что за Третьяковской галереей.
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни «пяточка». По оценкам искусствоведов икона написана в XII в., предположительно в Константинополе. На протяжении своей истории была записана четыре раза. Первоначальный размер иконы 78x55 см. На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в.
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:
Владимирская икона послужила источником для создания производных иконографических композиций, таких как Игоревская икона (сокращенный, оплечный вариант Владимирской), Похвала Владимирской иконе Божией Матери (Древо государства Российского), Владимирская икона с акафистом, Сретение Владимирской иконы и др. |