ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — чтимая икона, названная в честь страстотерпца Игоря Ольговича — князя Киевского, т. к. была его келейной иконой. Иконографически считается сокращенным (оплечным) вариантом Владимирской иконы. Известно много списков и вариантов Игоревской иконы. ИГУМЕН (греч. ηγουμενος — ведущий) — первоначально — начальник монастыря. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. ИЕГОВА — см. Яхве ИЕРАРХИЯ (греч. — священновластие, священноначалие) — упорядоченное расположение частей или элементов целого. Выделяется три вида иерархии: 1. иерархия небесных сил — три триады, девять чинов ангельских; 2. иерархия чинов священнослужителей (подобна небесной иерархии, включающая три степени); 3. иерархия священнослужителей внутри клира. ИЕРЕЙ (от греч. ιερευς — жрец) — священник, соответствует второй степени церковной иерархии. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ — святые, изображенные поодиночке или группами в порядке, продиктованном желанием заказчика. ИЗВОД — в иконографии одна из разновидностей установленного канона. ИЗГОЛОВЬЕ — подушка, подкладываемая под голову. ИЗИДА — см. Исида ИЗОГРАФ [изограф] (греч. ισο — одинаковый, γραφω — писать, изображать) — иконописец, живописец. ИЗОГРАФИЯ [изография] (греч. ισο — одинаковый, γραφω — писать, изображать) — культовая живопись, иконопись. ИЗРАЗЕЦ — плитка из обожженной глины с рисунком на лицевой стороне. ИЗУМРУДНАЯ ЗЕЛЕНЬ — краска ярко-зеленого цвета, гидрат окиси хрома. ИИСУС ХРИСТОС [иисус христос] (греч. Ιησους Χριστος от евр. имени Йехошуа — Господь-спасение и титула Помазанник, Мессия) (у старообрядцев традиционная форма имени Iсус) — обетованный Мессия Ветхого Завета, второе Лицо Святой Троицы, Предвечный Единородный Сын Божий, Бог и Сын Человеческий, сошедший на Землю ради спасения человечества. Рожден Девой Марией, был распят, погребен, воскрес и вознесся на Небеса. Во время второго пришествия и конца света будет судить живых и мертвых. Традиционная иконография Иисуса Христа насчитывает несколько устойчивых иконографических типов . ИКОНА (от греч. εικων — образ, изображение) — в общем смысле — культовый христианский образ, изображение святого или события из Священной истории, предназначенное для индивидуальной или церковной молитвы. В более частном значении подразумевается только живописное изображение (чаще всего в технике темперы на деревянной основе). От иконы с одной стороны следует отделять произведения церковного монументального искусства (фрески, мозаики и т. д.), книжную миниатюру, произведения декоративно-прикладного искусства, которые имеют меньшее самостоятельное значение и зависимы от контекста; с другой — произведения живописи религиозного содержания, основанные на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённые к чувственному переживанию зрителя.
ИКОНИЧНОСТЬ (от икона, также греч. εικων — образ, подобие, изображение, мысленный образ) — качество сущности (предмета, явления, образа, текста и т. д.), заключающееся в наличии антиномичной взаимосвязи, неслиянного единства с божественным Первообразом, являемым сущностью. Иконичность может рассматриваться как общий принцип строения созданного Богом мира, включая человека, сотворенного по образу и подобию Божьему. Иконичность — степень соответствия чего-либо Божественному замыслу, способ проявление Божественной истины и, следовательно, основа богопознания. ИКОННАЯ — см. иконописная. ИКОННАЯ ДОСКА — см. доска. ИКОННИК — 1. то же, что иконописец; 2. продавец икон.; 3. местное наименование полки для икон ИКОННИЦКАЯ КЕЛЬЯ — см. иконописная. ИКОНОБОРСТВО — см. иконоборчество. ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566 г. — восстание в Нидерландах, послужившее началом первой в мире буржуазной революции. Проходило под знаменем кальвинизма. Уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, дворянские имения. Было подавлено. ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство — еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество Православия» (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. ИКОНОГРАФИЯ — устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. ИКОНОДУЛ (от греч. εικων — икона, образ и δουλευω — поклоняться, служить, быть рабом) — название почитателя икон в период иконоборчества. См. также иконокласт ИКОНОКЛАСТ (от греч. εικων — икона, образ и κλασταζω — ломать) — иконоборец См. также иконодул ИКОНОМАЗ — презрительное название плохого иконописца. Обычно употребляется в отношении целой школы иконописи: суздальские икономазы, владимирские икономазы ИКОНООБРАЗ (от икона и образ) — искусственный термин, предложенный Валерием Лепахиным для расширения понятия «икона» за рамки церковного молитвенного образа — взаимосвязь образа и первообраза в некоей сущности, предмете, явлении и т. д. Постепенно термин «иконообраз» вышел из употребления, уступив место понятию иконичность. ИКОНОПИСЕЦ, иконник — мастер, специализирующийся в создании икон. В отличие от художника, иконописец не рассматривается как автор своего произведения, он является проводником Божественной истины. По преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. Требования к иконописцам были сформулированы на Стоглавом соборе 1551 г., фактически объявившем иконописцев особым церковным чином — младшими клириками. Некоторые иконописцы прославлены в лике святости. Первый русский иконописец, известный по имени — Али(м)пий Печерский, наиболее известный русский иконописец — Андрей Рублев. ИКОНОПИСНАЯ, иконницкая келья, иконная, — специализированная мастерская иконописи; помещение, в котором пишут иконы. ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК — особое руководство по иконописанию, собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия ИКОНОПИСЬ [иконопись] (от икона и писать), иконописание, иконное писание. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе литургии, одна из форм проявления Божественной истины. ИКОНОСТАВ — то же, что иконностас ИКОНОСТАС (греч. εικονοστασιον) — установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV — XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре — так называемая Новозаветная Троица). Иконостас венчает Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда, на которую, начиная с VII века, ставился крест, а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) — икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске — т. наз. темплон, из которых уже на русской почве сформировался иконостас. ИКОНОТОПОС (от икона и греч. τοπος — место, местность, пространство) — искусственный термин, предложенный Валерием Лепахиным для обозначения святого места, являющего собой образ божественного первообраза, т. е. представляется иконичным образом. Например, алтарь храма, сам храм, кремль-детинец, город, страна могут рассматриваться как «топографические иконы». ИКОНЩИК — то же, что иконник во 2-ом. знач. ИКОС — песнопение, содержащее жизнеописание святого, составная часть акафиста, чередующаяся с кондаком. ИЛИТОН — тонкая льняная, шелковая или хлопчатобумажная ткань, из которой изготавливался четырехугольный плат, настилаемый на престол и служащий для заворачивания антиминса. ИМЕНОСЛОВНОЕ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ — см. перстосложение ИМЕБОЖИЕ — см. имяславие ИМЕСЛАВИЕ — см. имяславие ИММАНУИЛ — см. Эммануил ИМЯБОЖИЕ — см. имяславие ИМЯБОРЦЫ — см. имяславие ИМЯСЛАВИЕ, имеславие, имябожие, имебожие — движение, возникшее в русских монастырях на Афоне в 1910 г., основным утверждением которого было «имя Божие есть Бог». Осуждено официальной церковью, подавлено с применением военной силы в 1913 г. ИНАКОПЬ, инокопь, инокопоть — графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота. См. также ассист в значении 1. ИНДИГО, индык, хинти (от лат. indicus — индийский) — привозная растительная краска насыщенного синего цвета. ИНДЫК — см. индиго. ИНОК (от слав. — отличный от остальных, другой, одинокий; дословный перевод греческого μοναχος) — монах. ИНОКОПОТЬ — см. инакопь. ИНОКОПЬ — см. инакопь. ИОАНН ДАМАСКИН — (ок. 675 — 753 (777?) гг.) преподобный святой, один из отцов церкви. Память 4 (17) декабря . ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — см. Иоанн Предтеча ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель — величайший из пророков, Предтеча и Креститель Иисуса Христа, последний в ряду пророков — предвозвестников явления Мессии, предуготовляющий умы и сердца людей к Его приятию. В иконописи изображается в сюжетах Богоявления (Крещения), в составе деисусных композиций и самостоятельных икон. Один из иконографических типов изображения Иоанна Крестителя — Ангел пустыни. С памятью Иоанна Предтечи связаны следующие церковные праздники: Зачатие Иоанна Предтечи — 23 сентября (6 октября), Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября), Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи — 24 февраля (9 марта), Третье обретение главы Иоанна Предтечи — 25 мая (7 июня) и Собор Иоанна Предтечи — 7 (20) января. ИОРДАН (евр. — спускающийся с Дана (возвышенность) — главная река Палестины, впадающая в Мертвое море. В окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель, здесь, близ Вифавары, произошло Крещение Господне (см. Богоявление) ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Санин) (ок. 1440 — 1515) — преподобный святой, игумен Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Автор противоеретических трудов, основное произведение — «Просветитель». Память — 9 сентября и 18 октября ст. ст. ИПОСТАСЬ — см. Троица. ИРМОС (греч.) — первая строфа песни канона. ИСИДА, Изида — одна из богинь древнеегипетского пантеона. Наиболее часто изображаема с коровьей головой, либо только с коровьими рогами. Противники почитания Богородицы, а после иконоборцы утверждали, что культ Божией Матери является переносом языческого культа Исиды, следовательно, не может быть христианским. Некоторые искусствоведы находят источники иконографии Богородицы в античных изображениях Исиды. ИСИХАЗМ (от греч. ησυχια — спокойствие, молчание) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IX вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники. ИСО — надстрочный знак над начальной ударной гласной слова в церковнославянском письме; сочетание звательца и оксии. ИСПОВЕДНИК (греч. ομολογοηιης) — святой, прославляемый Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались, в отличие от мучеников, в живых. ИСПОВЕДЬ (покаяние) — таинство православной церкви. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. ИСПОД (др.-рус. — нижняя одежда) — любая одежда под ризами, рясами и т. д. (хитоны, туники и т. п.). Ср. верх ИСТОЧНИКИ (мн. ч.) — красные и белые полосы на мантии святителя, символизирующие струи источников божественной мудрости. КАБОШОН — обработанный драгоценный камень, имеющий округлую шлифовку с одной или со всех сторон. КАДИЛО — сосуд для благовонного курения фимиама (сжигания ладана). См. также <кацея КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — чудотворная икона Богородицы, обретенная в Казани в 1579 г. . КАЙМА — простая или орнаментированная полоса, украшающая край одежды. КАЛИТА — небольшая кожаная сумка, кошелек, носимый на поясе или на лямке через плечо. КАЛЬВИНИЗМ (по имени основателя Жана Кальвина) — направление протестантизма, исторически охватившее Францию, Нидерланды, Шотландию, Англию и послужившее толчом к нидерландским и английским революциям. Появилось как противодействие Католической Церкви. Призывает к «возвращению» к апостольским идеалам. Признает только Священие Писание, отрицает необходимость духовенства, «излишнюю» обрядовость, иконы и пр. КАМЕДЬ, комедь (греч. κομμιδιον) — растворимые в воде клейкие выделения различных растений (вишня, слива, акация и др.), используемые в живописи. КАМЕНКА, краска-каменка — в иконописи любая минеральная (буквально приготовленная из камня) краска. КАМИЛАВКА (греч. καμηλαυκιον от καμηλος — верблюд: первоначально изготовлялась из верблюжьей шерсти) — головной убор священнослужителей цилиндрической, слегка расширяющейся кверху формы. Камилавка монаха, прикрытая крепом, называется клобук. КАМОРА, облеченное ударение — знак ударения в виде надстрочной дуги в церковнославянском письме. Ставится над ударной гласной в двойственном и множественном числе слова для отличия от сходных по написанию форм единственного числа. КАНАФАРКА — придание эффекта матовой зернистой поверхности, достигаемый множественными несильными ударами чекана-канафарника по золоченому левкасу или металлическому окладу иконы. КАНИТЕЛЬ — тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье. КАНИФОЛЬ (от греч. Κολοφων — название города в Малой Азии) — хрупкое стекловидное вещество желтого или коричневого цвета, получаемое из смолы хвойных растений. В иконописи и реставрации икон может использоваться в составе лаков, мастик и т. д. КАНОН (греч. κανων — норма, правило, мера) — 1. совокупность правил, предопределяющих форму и содержание произведения искусства, знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т. е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа). На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения. 2. Постановление вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни. 3. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27). 4. Особый жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен . КАНОНИЗАЦИЯ (греч. κανονιζω — подчинять правилу, узаконивать) — причисление к лику святых. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых — собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и таким образом устанавливается его почитание. КАРАВАШКИ (мн. ч.) — специфическое для палехской школы начертание облаков в виде завитков с плавным переходами белых тонов в зеленоватые и розоватые. КАРАСИК — небольшая деревянная планка шестиугольной формы, врезаемая в иконную доску с тыльной стороны по продольному стыку досок для предупреждения появления щелей по месту склейки. КАРГОПОЛЬ — уездный город Олонецкой губернии, сейчас районный центр Архангельской обл. на р. Онега, традиционный иконописный центр. Иконы, написанные в Каргополе, отличались особым «северным письмом». КАРЛУК — клей из плавательных пузырей осетровых рыб. КАРМИН (фр. carmin от араб. kirmiz — червь + лат. minium — киноварь) — органическая красная краска, получаемая из кошенили. КАРНАЦИЯ (франц. carnation — телесный цвет от лат. caro — плоть) — совокупность живописных приемов, используемых при изображении лица и обнаженных частей тела. В иконописи чаще применимо понятие личное письмо. КАРТУШ (франц. cartouche — в искусстве, геральдике и пр. украшение в виде щита сложной формы или декоративного полуразвернутого свитка. В поздней иконописи (с XVII в.) тексты, входящие в композицию иконы, вписывают в картуши, орнаментированные в согласии со стилем эпохи (наиболее характерны барочные мотивы). Ср. хартия. КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ — см. катакомбы КАТАКОМБЫ (лат. catacumba) — системы подземных помещений, служившие гробницами у некоторых народов. Состоят из коридоров и крипт (погребальных камер). Катакомбы Рима были местом тайных собраний первых христианских общин. Т. н. катакомбная живопись — исторически первое христианское искусство, ставшее одной из основ христианской символики и иконографии. КАТАПЕТАСМА (греч. καταπετασμα) — см. завеса. КАТАСАРКА — первое (нижнее) покрывало на престол. КАТАЛОГ [катало́г] (от греч. καταλογος — список) — упорядоченный перечень каких-либо предметов, например, каталог музейной экспозиции. КАТАФАТИЗМ [катафати́зм] (от греч. καταφατικος — утвердительный) — в богословии способ богопознания, заключающийся в применении к Богу утвердительных определений. Считается менее совершенным в сравнении с апофатизмом. КАТЕХИЗИС (греч. κατηχησις — наставление, поучение) — изложение вероучения в форме вопросов и ответов. КАТОЛИЦИЗМ — см. Католичество КАТОЛИЧЕСТВО, католицизм (от греч. καθολικος — всеобщий) — одно из основных направлений в христианстве. Глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Разделение с Православием произошло в ходе т. н. «великого раскола» в 1054 г. Особенности: к Символу веры добавлено филиокве; используются догматы о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы, целибат духовенства. Иконы формально почитаются, но иконопись практически повсеместно вытеснена религиозной живописью и скульптурой. КВАСЦЫ — белый порошок — кристаллогидрат двойных сульфатов. Применяются при изготовлении красок. КЕЛИЯ, келья — (греч. κελλιον от лат. cella — ячейка, комнатка) — отдельная жилая комната монаха. КЕНОВАРЬ — см. киноварь КЕНОВАРНИЦА — сосуд для киновари КЕРЧЕНИТ — см. вивианит КИАН, циан (греч. κυανος — темно-синий) — общее название для разных оттенков синего цвета от иссиня-черного до бирюзового, а также для красок этих цветов (обычно минерального происхождения). КИВОРИЙ — сень над престолом, поддерживаемая колоннами. К киворию крепились завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь. КИВОТ — см. киот КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК — сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря. Сложился в XIII в. Включает в себя повествования о прибытии греческих изографов и о первых русских иконописцах.
КИНОВАРЬ, кеноварь (греч. κινναβαρι, лат. cinober) — сернистая ртуть, HgS, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи. Месторождения естественной киновари известны в нескольких местах Восточной Европы. Искусственно киноварь можно получить из ртути и серы. Керамические сосуды для приготовления искусственной киновари обнаружены в мастерской Олисея Гречина в Великом Новгороде. Ядовита. На свету со временем темнеет. КИНОВИЯ [кино́вия] (греч. κοινοβιος — cсовместная жизнь, общежитие) — монастырь общежитийного устава. КИОТ, кивот, киоть (греч. κιβωτος — ящик, ковчег) — деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон. КИОТЬ — см. киот КИП — образ, икона. КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ (1337-1427) — русский православный святой, архимандрит Симонова монастыря (1388-1390), основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря. Канонизирован в лике преподобного. Память 9 июня ст. ст. Первая икона Кирилла написана еще при его жизни преподобным Дионисием Глушицким. КИРИОТИССА (по названию монастыря) — иконографический тип Богоматери, изображенной стоящей и держащей Младенца перед собой. КИСЛЬ — кислота. КЛАВ, клавий — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды; служили знаками отличия римских граждан. Обязательно изображается на хитоне Христа, а также на хитонах верховных апостолов (Петра и Павла) и архангелов. КЛАВИЙ — см. клав КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись красками, связующим которых служит клей. КЛЕЙ — жидкая масса, твердеющая при высыхании и обеспечивающая соединение двух поверхностей. КЛЕЙМО — сюжетно и композиционно самостоятельный (но соотнесенный со средником) участок иконы прямоугольной формы меньшего, по сравнению со средником, размера и изображающий сцены, развивающее или поясняющие сюжет средника. КЛЕПИК — см. кляпик КЛЕЯНКА — приспособление для варки клея на «водяной бане». КЛИР (греч. κληρος — жребий) — совокупность священнослужителей и церковнослужителей (например, одного храма). КЛИРОС, крылос — место перед алтарём,предназначенное для певчих. КЛОБУК — головной убор монаха цилиндрической формы с покрывалом — наметкой. КЛЯПИК, клепик — инструмент иконописца в виде тупого ножика с загнутым концом, применяемый для разравнивая левкаса. КОВЧЕГ — в иконописи углубленное среднее поле иконной доски. Иногда бывает двойным, при этом внутренний ковчег более углублен . КОКОШНИК — фальшивая (декоративная) закомара. КОКУЛЬ — см. куколь. КОКУРЫ (мн. ч.) в иконописи — овальные завитки в изображениях облаков. КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ (двенадцать колен Израиля) — двенадцать родов (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля) — родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе — о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (Быт XCIX). После исхода «сынов Израиля» из Египта за каждым коленом(учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода — по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам-священникам — не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания (Числ XXXII, Нав I, 13-17). КОЛЕР (лат. color — краска, цвет) — оттенок, красочный состав, приготовленный из нескольких красок. КОЛОБИЙ (греч.) — длинная нижняя рубаха без рукавов, в которой изображается Христос в сцене Распятия в некоторых раннехристианских композициях сирийского происхождения. КОЛОКОЛЬНЯ — башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом, либо включенная в его композицию. КОЛОРИТ — цветовой строй произведения искусства, взаимосвязь оттенков и цветовых нюансов. КОЛОННА — круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции. Состоит из ствола, капители и базы. КОМЕДЬ — см. камедь КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, связывание) — построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные общим идейным замыслом. КОМПРЕСС (фр. compresse, от лат. compressus — сжатый) — в реставрации способ пропитки поверхностного слоя произведения жидким реактивом путем прижатия к обрабатываемому участку произведения на определенное время (т. н. время экспозиции) ткани, смоченной реактивом. КОНДАК (греч. κονδαξ — колышек; палочка, вокруг которой наматывался свиток) — краткое церковно-богослужебное песнопение в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающее сущность праздников и составляющее как бы тему для всего богослужебного их чинопоследования, составная часть акафиста, чередующаяся с икосом. КОНДАКОВ Никодим Павлович (1844-1925) — историк византийского и древнерусского искусства, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1898). С 1920 в эмиграции. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.
КОНСЕРВАЦИЯ (лат conservatio — сохранение) — создание оптимальных условий для хранения произведений искусства, а также проведение обработки, способствующей их сохранению. КОНСТАНТИНОПОЛЬ, Царьград — столица (с 330 г.) Византийской империи. Основан Константином I на месте города Византий. Ныне Стамбул в Турции. КОНТРАКТУРА [контракту́ра] (лат. contractura — стягивание) — сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Широко применяется в иконных подписях, например традиционное надписание иконы Богородицы ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. КОНТРАФАКЦИЯ [контрафа́кция] (лат. contrafactio — подделка) — в искусствоведении подделка произведения искусства с целью введение в заблуждение покупателя: искусственное придание более древнего и ценного внешнего вида, либо имитация авторства конкретного художника. В применении к иконописи употреблялось выражение «подфурная икона» (см. фурение). КОНТРЭМАЛЬ — слой эмали, нанесенный на тыльную сторону изделия, покрываемого эмалью с целью предотвращения коробления изделия при обжиге. КОНТУР (франц. contour) — очертание предмета, линия, очерчивающая форму. КОНХА (греч. — раковина) — полукупол, сомкнутый полусвод, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания (апсид, ниш). КОПАЛ (исп. copal) — смола, добываемая из тропических растений, либо их ископаемых останков. Из твердых разновидностей копалов получают особо прочные лаки. КОПОРКА — охра, привезенная из г. Копорье. КОРАБЛЬ — в храмовой архитектуре центральный неф базиликального храма, помещение для верующих. КОРЗНО — воинский плащ на меховой подкладке. КОРМОВОЙ ИКОНОПИСЕЦ — иконописец, нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение. Ср. жалованный иконописец, городовые иконописцы. КОРОНА — головной убор, символ царской власти. КОРОНОВАНИЕ БОГОМАТЕРИ — иконографический сюжет, имеющий западноевропейское, католическое происхождение: над коленопреклоненной Богоматерью держат корону Бог-Отец и Бог-Сын, над ними — Святой Дух в образе голубя. КОРПУСНОЕ ПИСЬМО — в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями. КОСМА ХАЛКИДОНСКИЙ (Халкидский) (ум. ок. 816 г.) — христианский исповедник, епископ Халкидонский, пострадавший за иконопочитание во время иконоборческих гонений в правление Льва Армянина. Память 18 апреля (1 мая нов. ст.). КОШЕНИЛЬ (фр. cochenille) — насекомые, из которых добывается красный краситель кармин, а также краска на основе этого красителя. КРАКЕЛЮР (франц. craquelure — трещина) — трещины в слоях произведений живописи. КРАПЛАК — интенсивно окрашенная органическая краска. Извлекается из корня марены КРАСКА — жидкая или пастообразная масса, состоящая из пигмента и связующего, приготовленная для живописных и малярных работ. Природа и состав связующего определяет технологические свойства краски и ее название. По происхождению пигмента краски делят на минеральные и органические. И те, и другие, могут быть как натуральными, так и искусственными. КРАСНУШКА — примитивная икона, форма народно-прикладного искусства. КРАСНЫЙ УГОЛ, передний угол — дальний угол крестьянской избы с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В красном углу устраивался домашний иконостас. Наиболее светлое и почетное место избы, символический аналог алтаря православного храма. КРЕМЕШОК (мн. ч. — кремешки) — в иконописи условное изображение отдельных камушков в форме прямоугольников, квадратов, треугольников, острых углов и кавычек на горизонтальных пластах гор. См. также лещадка. КРЕСТ — фигура из двух пересекающихся под
прямым углом линий; символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес. Распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима. По форме различают четвероконечный, шестиконечный (с двумя перекладинами), осьмиконечный (с тремя перекладинами); по назначению: нательный (наперсный) крест христианина, иерейский крест священника, архиерейский крест, носимый вместе с панагией, напрестольный крест и т. д. КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ — молитвенный жест, крестообразное осенение себя (или кого-либо). Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ — тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии уже к V в. (церковь св. Давида в Салониках): купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ — см. Воздвижение Креста Господня. КРЕСЧАТЫЙ (КРЕЩАТЫЙ, КРЕСТЧАТЫЙ) НИМБ — см. нимб
КРЕЩЕНИЕ — см. Богоявление КРОПЛЕНИЕ — мелкие точки и короткие штрихи белил. КРУЖАЛО, кружило, рошкуль — циркуль. КРУЖАЛАЛЬНАЯ ИКОНА — икона круглой формы. КРУЖИЛО — см. кружало КРУТИК — 1. красильное растение вейда, а также синяя органическая краска, получаемая из него; 2. то же, что индиго. КРЫЖ (польск. kryž — крест) — именование четвероконечного (латинского) креста. КТИТОР (греч. κτητωρ — владелец, собственник) — человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. В иконописи и стенописи ктиторы, либо их тезоименные святые часто изображались в различных иконографических композициях. КУКОЛЬ, кокуль (лат. kukullus — капюшон) — островерхий головной убор схимников. КУПЕЛЬ — сосуд, изображаемый в сценах омовения младенцев (Рождество Христа, Богоматери и т. д.), а также в сценах крещения младенцев (в клеймах житийных икон). КУПИНА [купина́] — см. неопалимая купина КУПОЛ (от лат. cupula — бочечка) — пространственное (полусферическое и т. п.) покрытие зданий и сооружений. В символике православного храма купол традиционно обозначает горний (небесный) мир. КУРАНТ (франц. courant — бегущий) — инструмент обычно конической формы с плоским основанием, изготовленный из твердого камня, стекла или фарфора и служащий для растирания пигментов и прочих порошкообразных материалов на плоской обычно каменной плите. КУШАК — пояс или опояска, широкая тесьма или полотнище ткани. |