ИКОННАЯ ДОСКА [доска], но: [доску], мн. ч.:[доски], [досок], [доскам], цка, дска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород дерева наиболее часто использовались: липа, береза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клен. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка бревен на доски в России началась, вероятно, лишь с XVII в., также считается, что доски, вырубленные при помощи топора, более качественны по сравнению с полученными при использовании режущего инструмента. Следы инструмента, оставленные при обработки доски, могут служить дополнительным критерием при датировке произведения, однако, при позднейших поновлениях старых икон тыльная сторона иконы могла неоднократно перетесываться, поэтому судить о первоначальной обработке с достаточной уверенностью можно по лицевой стороне (при наличии утрат левкаса). Для небольших произведений использовались одиночные доски, крупные иконы писались на щитах, собранных из нескольких досок. С обратной стороны и/или по торцам доска укрепляется шпонками. В центральной части доски обычно выбирается ковчег. Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку и нанося грунт — левкас. Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер — дощанник, нанесением грунта — левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте — «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках». Доска иконы может подвергаться набуханию, короблению, гнили и повреждению жуками-точильщиками. |