|
54.42kB, 390x520px |
Икона написана по более древнему краткому изводу. "Спас наг и без порт ... а Предтеча крестит Христа ... Три ангела ... наклонены к Господу" На псковском образе четыре ангела, их руки полностью задрапированы; нет символических изображений Духа Святого и Бога-Отца; Христос полностью обнажен, без перевязи; Иоанн Креститель, одетый в милоть и гиматий, держит в руке крест, как символ Нового Завета и искупительной миссии Христа, правую руку возлагает на голову Спасителя.
Удивительно передана пространственная глубина: перспектива показана и двумя ручьями, сбегающими с гор, и пробелами на их берегах, дающими ощущение уходящих вдаль и вверх гор. Каждый их потоков дан в "прямой перспективе", с уменьшением при удалении, но вместе потоки расходятся по направлению от зрителя - перспектива уже "обратна". В воде у ног Спасителя мужская и женская фигуры - аллегории моря и реки (Иордана) (Пс.CXIII, 3): "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять".
Датировка иконы спорна, по разным источникам от XII до XVIII (!) в. Наиболее часто называется конец XIII - начало XIV вв.
Доска трехчастная, липовая, рубленая; неглубокий ковчег; сплошная паволока. Размер иконы 67,5x90, толщина от 1,5-1,7 до 2. Нижнее поле доски срезано.
CopyLeft |