АГИОСОРИТИССА [агиосоритисса] (от названия часовни Агиа Сорос — святой Раки — при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв.
Икона Божией Матери Халкопратийская (Агиосоритисса). Византия, кон. XIV в.
Икона Божией Матери Агиосоритисса. Византия, кон. XIV в.

Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток Своего моления к Сыну.

Один из видов икон, представляющих Богородицу Агиосоритиссу в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского). На таких иконах «восстановлена» деисусная композиция: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадают избранные пероснажи, состав которых чрезвычайно различен в разных изводах. На Боголюбской иконе Богородица изображается не только в роли заступницы и посредницы, что соответствует идее композиции Оранты, но и указывает Путь припадающим, сближаясь с типом Одигитрии.

назад к словарным статьямв начало словаря 
Hosted by uCoz