|
Монастырь связан с деятельностью и другого главы русской церкви - патриарха Никона. Кроме центрального монастыря на островах было несколько пустыней и скитов. Один из скитов был на острове Анзер. Правил им знаменитый Елеазар Анзерский. В то же время амбициозный провинциальный мордовский поп Никита Минов перебирается в столицу, откуда, отправив жену в центральный Алексеевский монастырь, сам отправляется на Север, приняв при постриге имя Никон. Не выдерживает монашеской жизни под руководством Елеазара (по легенде Елеазар в видении увидел как бы черную змею, обвивающую шею Никона и нашептывающую ему в ухо) и, прихватив с собой две монастырские книги, бежит в лодке с Анзера в направлении устья реки Онеги. На последних верстах пути по Онежской губе попадает в шторм и терпит бедствие на Кий-острове, но все-таки добирается до материка, поступает в маленький монастырек, внеся в качестве вклада украденные с Соловков книги. Там почти сразу умирает местный игумен и братия выбирает образованного Никона. "По делам монастыря" отправляется в Москву и больше оттуда не возвращается. В столице, видимо при помощи жены, успевшей продвинуться в центральном монастыре рядом с Кремлем, представлен молодому царю Алексею Михайловичу как ученик (!) того самого Елеазара Анзерского и, как мудрый северный монах, становится советником царя. А при подвернувшемся случае и выдвинут в патриархи.
С Соловецкого монастыря Никон вывозит в Москву мощи чтимого там Филиппа, чем вызывает недовольство братии. А в столице начинает "книжную справу" - первый шаг церковной реформы, вызвавшей раскол Церкви, не излеченный по настоящее время. Во все монастыри были разосланы "новые" исправленные книги и указания служить только по ним. На Соловках изучили правки и в сомнении отложили новые книги в подвалы, мол, на "старых" книгах взрощено огромное число святых, а правки ничем не обоснованы. Монахи посылали в столицу грамоты, доказывающие ошибочность нововведений и просьбы служить "по старому". Вместо рассмотрений и разрешений на острова сперва отправлялись одна за другой комиссии с целью принудить непокорных к подчинению центральной власти, а после, когда комиссионеров начали разворачивать и не пускать в монастырь, просто-напросто были направлены регулярные армейские части. В то же время, дабы отвратить местное население и многочисленных паломников от мятежного прославленного монастыря, Никон в самом начале той же самой Онежской губы на Кий-острове основывает в честь своего спасения от бури "перехватывающий" монастырь, где размещает искусственную "мегасвятыню" - Кийский крест - копию Креста Распятия, в который вмонтированы до 300 (!) частиц различных святынь (мощей почитаемых святых, земли из святых мест и пр.). Этому своему "альтернативному" монастырю Никон передает и все вотчины Соловецкого монастыря, желая задушить тот экономически. А на Соловках началось знаменитое "Соловецкое сидение" - осада монастыря царской армией. Сперва осада была всего лишь "демонстрацией силы", на которую монахам, уверенным в своей правоте, да находящимся за полноценной крепостной стеной, с огромными запасами продовольствия и источниками пресной воды было, мягко говоря, наплевать. Позже, после отстранения командира за отсутствие результатов и назначения нового командующего с большими полномочиями действия перешли в активную фазу, началась осада по всем правилам военной науки, с использованием артиллерии, насыпями, подкопами и штурмами. Продолжалось "сидение" восемь (!) лет и то монастырь удалось взять только после предательства одного из осажденных, указавшего тайный ход под одной из башен. Расправа была жесточайшей, монахов сажали на кол и подвешивали на крюках, вмораживали в лед. Оставшихся в живых разосслали по острогам. Через несколько дней после осады умирает царь Алексей Михайлович. По легенде он перед смертью отправил гонца с приказом снять осаду, но исполниться воле не было суждено.
Археологи, проводящие раскопки на территории монастыря, утверждают, что граница до "Соловецкого сидения" и после отчетливо видна. Если до культурный слой практически чист, то после в изобилии попадаются объедки и прочий мусор. По расправе над монахами Соловки опустели и были срочно заполнены новыми иноками, в основном со вполне лояльной Украины. До взятия монастырь был киновией, то есть жил по общежитийному уставу, был коммуной, где от рядового монаха до настоятеля не было никакой личной собственности, а труд каждого был обобществлен, ели монахи только в общей трапезной, выносить еду из нее было нельзя. "Новые" монахи живут по новому уставу и едят в кельях, а объедки, понятное дело, выбрасываются во двор.
Монастырь же отныне, даже после падения, становится символом, знаменем старообрядчества, повесть о "Соловецком сидении" - "О отцех и страдальцех соловецких" - была чуть не в каждой поморской избе, укрепляя население в правде "старой веры".
Дела же собственно монастыря идут невесело, достигнуть могущества периода своего расцвета Соловкам уже не суждено, Петр I ставит доходы монастырей под жесткий государственный контроль, окончательный удар нанесет Екатерина II, проводящая политику секуляризации - конфискации в пользу государства церковных земель и заведений. И это, тем не менее, дало стимул для развития собственно островов: без масс крепостных и обширных материковых вотчин монастырю пришлось выживать "на самообеспечении", на островах развились различные хозяйства, множество мастерских и промыслов и т. д. К началу XX в. монастырь прочно стоял на ногах и мог позволить себе, к примеру, собственную электростанцию или паровые катера на внутриостровной озерной системе.
назад | CopyLeft | далее |