|
Заходил на острова и Петр I и именно в свой беспримерный поход с перетаскиванием кораблей волоком по суше. Тогда вместе с кораблями на той же верфи из мореной лиственницы была срублена небольшая церковка. Ее разобрали и погрузили на корабли. В 1702 г. Петр с матросами за 3 дня ставит Андреевскую церковь на Большом Заяцком острове. Любопытно, что в монастырских книгах Петру приписывают и создание (ради развлечения) лабиринтов на том же острове.
Историки отмечают топонимическое совпадение: поход Петра начался на Заяцком острове Соловецкого архипелага, а закончился на Заячьем острове (по-фински Енисаари) в устье Невы, где 16 мая (по старому стилю) 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, первое здание Санкт-Петербурга. Этот день считается днем основания северной столицы империи.
С 1765 г. монастырь стал ставропигиальным, т. е. подчиняется в обход епархиального начальства непосредственно главе Церкви: тогда Синоду, сейчас Патриарху. Это весьма почетный статус. Достаточно упомянуть то, что к концу XIX в. (наиболее показательный период) в Российской империи было всего 6 ставропигиальных монастырей: 4 в Москве, один - Новоиерусалимский - в Подмосковье и Соловецкий в Белом море.
Еще одна историческая опосредованно упомянутая выше роль монастыря - роль военной крепости и, конечно же, для защиты не от собственных войск, а он внешнего врага. Монастырь расположен в стратегически важной точке: он прикрывает вход в Онежскую губу Белого моря. Возводились стены крепости в первую очередь против шведов во время череды русско-шведских войн. В монастырской крепости и в материковых острогах располагался гарнизон. Самая прославленная же осада выдержана монастыре не от шведов. Свейские (шведские) набеги постепенно забылись, онежское направление уже, вроде бы, не нуждалось в мощном профессиональном боеспособном гарнизоне, его состав постепенно уменьшился до 50 человек, причем составляли гарнизон инвалиды. Командование гарнизоном передано от военного ведомства монастырскому начальству. Оружие и оснащение морально и физически устаревали. В таком состоянии Соловецкий монастырь находился во время Крымской войны, когда на Юге империи схлестнулись русские и английские войска. Британия в то время оставалась полноправной владычицей мира, опираясь на свой мощнейший флот, а российские северные области находились в зоне потенциальной угрозы со стороны этого самого флота. Весной 1854 г. наиболее ценное монастырское имущество было отправлено на материк, разъехались желающие богомольцы. В помощь полусотенному инвалидному гарнизону из числа братии монастыря, трудников и богомольцев набирается ополчение. Проверка арсеналов показывает наличие только двух полностью боеспособных чугунных орудия. С материка срочно доставляются еще 8 пушек и заряды к ним. С пушками прибывают инженер для устройства батарей и фейерверкер (артиллерист) для обучения работе с орудиями.
6 июля 1854 г. дозорные донесли настоятелю о приближении к островам двух пароходов. Далее следует встреча двух культур, двух цивилизаций. Пока пароходы приближались, в монастыре успели отслужить службу в храме Зосимы и Савватия и пройти крестным ходом по крепостной стене. Пароходы простояли пол дня в прямой видимости, отошли, после вернулись и начали выкидывать на мачтах сигнальные флаги. В монастыре подобным способом общения никто не владел, ответа англичане не получили. Тогда по морскому обычаю англичане стреляют холостыми для приветствия и вызова на переговоры. В монастыре это воспринимают за начало боевых действий и выпускают в ответ ядро. Англичане отвечают бомбардировкой крепости (правда, без особого успеха, пострадала гостиница, стоящая вне стен монастыря). Одно из восьми выпущенных со стороны монастыря ядер достигает парохода (по легенде даже причинив легкое ранение матросу). Пароходам пришлось временно отойти. Следующим утром катер, спущенный с парохода, доставляет ультиматум, сводящийся к следующему: англичане считают монастырь военной крепостью, так как вней размещен гарнизон, служащий российскому царю. Гарнизон посмел повернуть оружие против флага Ее Велическва Королевы, поэтому должен быть наказан. Монастырь должен выдать гарнизон, оружие и знамена, а командир гарнизона должен сдать свою шпагу на палубе британского фрегата. В противном случае в определенное время начнется обстрел монастыря. Ответное послание гласило, что первыми стреляли сами англичане, оружия и знамен в монастыре нет, как нет и коменданта крепости, так что и шпагу сдавать некому. Англичане, верные своему слову, открыли обстрел. Канонада длилась 10 часов (!), но никаких жертв и сколько-нибудь серьёзных разрушений не вызвала. Последнее ядро пробило стену Проеображенского собора и повредило верхнюю часть иконы Богородицы Знамение. После этого стрельба вдруг прекратилась. Снявшись с якоря, пароходы отошли к Заяцкому острову, англичане взломали дверь Андреевской церкви и выкрали три колокола и несколько серебряных вещей.
События обстрела Соловков с легендарными подробностями быстро были поставлены на службу патриотической пропаганде и агитации: выпускались иллюстрированные описания подвигов монастыря, писались стихи, отмечались юбилеи.
Гарнизон и вооружение крепости усилили в тот же год. Летом же следующего 1855 г. проходящие мимо пароходы (английский и французский) не посмели напасть на крепость. Сперва пристав к Заяцкому острову, вырезав монастырский скот и поохотившись на зайцев, неприятель передал в монастырь требование обеспечить провизией - быками. Получив через некоторое время отказ, англичане потребовали личной встречи с настоятелем - архимандритом Александром. Переговоры состоялись на островке между Заяцким и Соловецким островами. Архимандрит лично повторил отказ. Пароходы ушли, лишь захватив с Заяцкого острова годовой запас хлеба и дров. А рядом с местом переговоров настоятеля с супостатами, на берегу Большого Соловецкого острова в 3-4 км от монастыря, откуда виден и Заяцкий остров, и островок, где принимались парламентеры, был положен памятный Переговорный камень - плита с вырезанным на ней описанием событий.
назад | CopyLeft | далее |