|
Соловки - архипелаг в Онежской губе Белого моря. Расположены острова на выходе из губы, причем практически по центру, расстояния до левого и правого берегов материка приблизительно равное: 40-60 км.
Самый крупный остров архипелага - Большой Соловецкий, также можно выделить второй по величине - Анзерский остров (или просто Анзер), Большую и Малую Муксалму, Большой и Малый Заяцкие острова. Кроме них в архипелаге множество островков и скал.
Большой Соловецкий остров покрыт сетью озер, протоков и заболоченных участков. Основной тип растительности - смешанный лес. А на соседних островах могут быть иные климатические зоны, например, на Большом Заяцком, хоть он и расположен южнее, классическая тундра с ярким многоцветьем ковра мхов и лишайников.
Несмотря на то, что Соловки известны людям с древнейших времен, постоянных поселений на островах не было очень долго. По поморскому преданию Соловки поднялись из моря "ради спасения человеков" и здесь имеется в виду не только иносказательное спасение душ, но и самое прямое спасение мореходов. Со стороны западного (кемского) берега архипелаг в определенный период сравнительно легко достижим даже для немореходного судна: от материка тянется цепь островков, переходя от одного до другого можно, всегда имея в виду землю, добраться до острова с удобными бухтами и пресной водой. Сюда приходили рыболовы и охотники на морского зверя (когда-то на островах в изобилии водилась нерпа). Поселения были временными, сезонными. В период осенних штормов с островов уже не выбраться, а шансы пережить благополучно зиму весьма невысоки. Но не только охотой и рыбалкой занимались здесь люди. На разных островах архипелага найдены древние загадочные лабиринты. Наиболее известны лабиринты Большого Заяцкого острова (их там не менее 14 штук, самый большой 25-27 м в диаметре). Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2-1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов. Бесспорной верхней границей датировки служит только лишь XV в. нашей эры, когда на островах селятся монахи. Подобные сооружения известны сейчас по всей Северной Европе, аналоги находятся и в других частях мира. В мифологии многих народов умершие отправляются через море на некий остров мертвых. Такие легенды есть у финнов или у англичан (их король Артур находит покой на острове Авалон). Вероятно Соловки были когда-то таким Авалоном, священным островом мертвых. В Европе лабиринты связывают с кельтской культурой. К Соловкам же ближе всего континентальные протокарелы и позже пришедшие саамы (лопари). Русское население (вернее складывающийся субэтнос - поморы) появляются на берегах Белого моря с XI-XII вв.
Как уже сказано выше, с XV в. острова уже навсегда связаны с монастырем. Основатели Соловецкого монастыря - Зоси́ма и Савва́тий - одни из любимейших русских святых. Их икону нередко можно увидеть и в самых удаленных от Севера церковках. Менее известен их сопостник - преподобный Герман. Первыми на Соловки прибывают, ища пустынного жительства, отшельники Савватий и Герман. Савватий - уже преклонный старец, ученик Кирилла Белозерского и монах Валаамского монастыря. иноки поселяются на Большом Соловецком острове, устанавливают крест и сооружают кельи. Однажды во время вынужденной отлучки Германа на материк Савватий чувствует скорую кончину и такжеотправляется к устью Выга, где успевает исповедаться и причаститься. Герман же возвращается с новым отшельником - Зосимой, сыном знатных новгородских родителей, раздавшим нищим свое имущество и отправившимся искать спасения в пустыни. Видимо, рассказ Германа об отдаленном острове впечатлил новгородца и заставил отправитьсяна Соловки. Прожил он на островах около 40 лет. Вокруг Зосимы стали собираться и другие пустынножители, была возведена небольшая церковь, со временем Зосима принял священнический сан и стал игуменом. Монастырь постепенно получал права на окружающие земли, в т. ч. и угодья на материке. После присоединения Новгорода к Москве все права монастыря подтверждены и царем Иваном III.
После преподобных Зосимы и Савватия из числа соловецких святых наиболее известен и ярок митрополит Московский Филипп. В миру Филлипа звали Федор Степанович Колычев, он был представителем знатного боярского рода, мог сделать неплохую карьеру при дворе, но в 30 лет вдруг покидает службу и исчезает. Какое-то время, видимо, проводет на небезызвестном сейчас острове Кижи в Онежском озере, откуда отправляется послушником на Соловки, принимает постриг и со временем выбирается игуменом монастыря. При Филиппе происходят самые значительные перемены: ведется грандиозное каменное строительство, на острове прокладываются дороги, система озер соединяется каналами, что с одной стороны создало дополнительную транспортную сеть, а с другой позволило использовать силу потока воды на мельницах и пр., построены портовые сооружения, усилен флот, созданы палаты-мастерские по пошиву одежды и обуви, построена больница и т. д. В 1566 г. игумен вызван в Москву на церковный собор, где и избран митрополитом - главой Церкви. Известен конфликт Филиппа с Иваном Грозным по поводу жестокостей опричнины. До нашего времени отголоском докатилось выражение "филькина грамота" - так пренебрежительно царь называл обличительные послания митрополита Филиппа перед их сожжением. Иван Грозный не долго терпел своевольного митрополита, учинил над ним суд, отстранил от кафедры и сослал в заточение, где, по преданию, Филипп был задушен лично Малютой Скуратовым. Мощи Филиппа впоследствии были перенесены в Соловецкий монастырь, но и здесь они не задержались, но это уже другая глава истории...
назад | CopyLeft | далее |