|
|
На фото купальщик в облачный день. |
На этом фото день солнечный и пляж уже другой (но тоже песчаный): на заднем плане видна Перейма, за ней уже Фаресов остров. Фото Владимира Владимировича. |
|
|
На фото даже не солнечные ванны, а просто здоровый сон на свежем воздухе. Фото Владимира Владимировича.
|
На острове приходится много ходить по камням, поэтому нужна удобная обувь, или... или обувь не нужна. При визитах в столовую, конечно, приходилось обуваться, но чаще всего ходил босиком. Отсюда и цвет пяток. Фото Владимира Владимировича. Кстати, с помывкой дела обстоят следующим образом: где-то на половине времени пребывания (у нас на седьмой день) устраивается общая баня. Хотя "баня" - слишком громкое название: парную не греют, но холодной и горячей водой и шаечками обеспечивают. У местных есть небольшая банька (за отдельную денюшку), но обычно очередь туда расписывается сразу и чуть ли не на все время отдыха. Видел баню (даже две) за переймой на соседнем острове. Одна - туристическая: каменная горка и вокруг каркас для тента. Если найдется чем затянуть каркас и выдастся несколько свободных часов на прогрев каменки, может удаться отменная баня по-походному на морском берегу. Вторая же баня - настоящая, у избушки, где с размахом обосновались обитатели. С ними не общался, но, думаю, и там не откажут при наличии достаточного стимула. |
|
|
Рыбаков на остров традиционно приезжает много, здесь есть и избушка местных рыболовов. Снасти - поплавковые удочки и закидухи. И весь берег усеян обрывками сетей. Виденные уловы не впечатлили: несколько мелких наваг. Т. е. рассчитывать на промышленных масштабов вылов или на трофейную добычу не нужно, смысл в рыбалке на острове вижу, если только приятен сам процесс.
|
Планом отдыха намечено несколько экскурсий: обзорная по острову; по истории монастыря (и его основателя); посещение Крестовоздвиженского собора; путешествие "к краю земли" (в отлив переход через перейму и поход к самому дальнему мысу соседнего острова). За денюшку можно проехать вокруг всего острова на директорской моторке (максимум 4 пассажира). Также на острове проводятся встречи "с интересными людьми". В нашем домике в соседней комнате жил профессиональный художник (член СХ) Виктор Мурко, уже не первый год приезжающий на остров за вдохновением. Масляными красками при помощи мастихинов он писал цикл работ, главными "героями" которых были сосны и камни. Вот на творческой встрече с соседом и вернисаже его полотен мы побывали, благо проводилась она у боковой стены нашего дома. Сам Виктор в глубине группы, справа, в синей куртке. Фото Владимира Владимировича. |
|
|
Фото, конечно же, передать ничего, кроме композиций на полотнах, не может, в реальности впечатления иные. Фото Владимира Владимировича. |
Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря. Вернусь к главному монастырскому храму. Как уже сказано, собор построен под руководством патриарха Никона и лично им освящён в 1660 году. Зодчих Никон привозит на Кий-остров по окончании работ в Иверском монастыре на Валдае. Вероятнее всего, главным архитектором и непосредственным руководителем строительства каменных сооружений монастыря стал мастер Аверкий Мокеев. Нижняя, наиболее нагруженная часть стен сложена из привозного известняка, верхняя, что парадоксально, — из более прочного материала — кирпича вперемешку с гранитными валунами.
Собор представляет собой классический в русской храмовой архитектуре четырёхстолпный трёхапсидный храм с мощным кубом (четвериком) основного объёма. Вероятнее всего, собор строился пятиглавым, но после ряда пожаров и обрушений две малые западные главы не восстанавливались (на фото вид с запада - юго-запада) и храм остался трёхглавым. В настоящее время разрушены и прикрыты высокой кровлей основания и двух восточных глав. Центральный восьмерик барабана был световым, со слюдяными, а после стеклянными окнами, но из-за опасности создания при пожаре сильной тяги через световые проёмы барабана, они были заложены кирпичом. Нынешняя высота собора примерно на 2 метра меньше бывшей из-за упрощения конструкции маковки на центральном барабане. Входы были оформлены традиционными многоарочными порталами. Фото Владимира Владимировича. |
|
|
Ныне Крестовоздвиженский собор производит впечатление совершенно отличное от задуманного: собор грузен, мощен и несколько непропорционален. Первоначально же с высокой центральной главой на визуально лёгком световом барабане, окружённом малыми главами и с более плоской кровлей храм выглядел намного гармоничнее и возвышеннее. Большей визуальной высоте храма способствовал значительный наклон боковых апсид к центральной вертикальной оси сооружения.
На фото вид с востока. |
В интерьере собора значительную часть (до трети площади) отгораживал высокий иконостас (не сохранился). Место храмовой иконы в иконостасе занимал Кийский крест. Росписи стен, по-видимому, отсутствовали, за исключением подкупольной поверхности — «неба» (не сохранилась). На втором уровне собора была сооружена большая галерея хоров. Исследователи полагают, что в центре галереи находилось место для самого патриарха Никона, ставящего себя таким образом над молящимися и ближе к «небу». Большая (до 2 метров) толщина стен позволила сделать внутристеновую (в северной и западной стенах) лестницу на хоры. Позже в северной и южной частях галереи хоров были отделены два небольших придела. На фото плановая экскурсия в собор. Обратите внимание на ряды кресел. До недавнего времени в соборе работала кинобудка Кийского дома отдыха (сейчас демонтирована). Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится, а вот какие-нибудь "концерты духовной музыки" и пр. - много чаще. Собор стоит запертым на замок. Верующие могут попросить ключ у директора дома отдыха. |
|
|
От внутристеновой лестницы в северо-западном углу храма узкая винтовая лестница вела выше, на редкую в русской архитектуре подкупольную галерею, служащую для обслуживания огромного паникадила, заказанного Никоном для собора. |
Центральный (западный) вход в Воздвиженский собор заколочен крест-накрест, а на северном висит замок. Не удовлетворившись единственной официальной экскурсией, пару раз посетил собор "неофициально". |
|
|
Вот в северной стене, ближе к северо-западному углу проход на внутристеновую лестницу для того, чтобы у экскурсантов и прочих посетителей не возникало желания пройти туда, вход был задвинут креслами. |
Узкий проход внутри стены. Справа маленькое окно. Подъем вверх, поворот в западную стену и снова подъем. |
|
|
На втором уровне можно выйти на хоры или продолжить подъем, но уже по винтовой лестнице. На фото вид из центра хоров, с места патриарха Никона. Левое и правое крылья хоров отгорожены, образуя приделы собора (только вот уже не помню в чью честь). |
А если подняться еще выше, то можно перейти на подкупольную галерею. Вид с нее еще более впечатляющ. Отсюда виден алтарь, хорошо различимы на фото престол и семисвечник.
|
|
|
Вид на барабан с подкупольной галереи |
Винтовая лестница, вид сверху.
|