ИМЯСЛАВИЕ, имеславие [имясла́вие] — движение, начавшееся в русских монастырях на Афоне в 1910 г. с богословских споров при обсуждении книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (Баталпашинск, 1907 г.). Против книги, не привлекшей ранее внимания, афонским монахом была составлена рецензия, в которой осуждалось утверждение о божественности имени Бога. Большая часть монахов увидела в рецензии богохульство, мнения монахов разделились, стороны обвиняли друг друга в догматических ошибках вплоть до ереси. В 1912 г. в ходе соборных обсуждений с привлечением священного и святоотеческого писания в пустыни Новая Фиваида на Афоне было принято постановление, осуждающая мнение рецензента, как еретическое и подлежащее анафеме. Утверждение, кратко формулируемое «имя Божие есть Бог» было возведено практически на уровень догмата, его сторонники называли несогласных «имяборцы», за ними самими закрепилось название «имяславцы». Позже, во время подавления движения имяславцев их нередко называли «имябожники». Основная претензия со стороны противников имяславия была в том, что имяславцы прославляют имя Бога вместо самого Бога. В 1912 г. имяславие было осуждено Вселенским Патриархом Иоакимом III. В начале 1913 г. братия Святоандреевского скита сменила игумена, не поддерживающего имяславия. Противники учения, находясь в явном меньшинстве, обратилось к руководству греческих монастырей и через них в русское посольство в Константинополе. Протат объявил об отлучении имяславцев от церкви. Греческие власти выслали к скиту роту солдат. По распоряжению русского Синода на Афон направлена комиссия во главе с архиепископом Никоном (Рождественским), резко осудившим богословские формулировки имяславцев. Монахи отказались выслушать архиепископа. Министерство иностранных дел России отправило на Афон пароходы с войсками, движение имяславцев было подавлено силой, с рукопашными схватками между монахами и солдатами и применением водометов, по неподтвержденным данным среди монахов были убитые. 629 наиболее активных имяславцев было погружено на пароходы и отправлено в Одессу, 40 из них с ранениями от холодного оружия. У монахов отобраны одеяния и богослужебные книги, деньги; часть монахов отправлена в тюрьму, часть насильно острижена в полиции. Определение Синода №19 от 27 августа 1913 г.объявляет имяславие лжеучением и ересью, вводит для него понятие «имябожник», оправдывает принудительное выселение монахов. При подписании типового раскаяния в заблуждении бывшим афонским монахам дозволялось обращаться в ближайший к месту приписки монастырь с просьбой о зачислении в братию после строгой проверки, наложения епитимии и т. д. К пересмотру дела имяславцев многократно призывал один из лидеров движения имяславцев иеросхимонах Антоний Булатович, о повторном рассмотрении распоряжался и император Николай II, но мировая война и последующая революция не дали возможности продолжать разбирательства. Последний раз вопрос об имяславии поднимался на поместном соборе 1917-18 гг., но собор был распущен. В настоящее время возрос интерес к имяславию, отношение же к нему продолжает оставаться спорным. Имяславие вызвало бурный всплеск в русской философии, богословии, семиотике. Имяславие отражается в работах Павла Флоренского, Сергий Булгаков и А. Ф Лосев издают одноименные работы «Философия имени». В имяславии находят параллели с богословием иконы: в процессе иконописи окончательная связь иконы с Первообразом устанавливается при подписании имени Изображенного; как в имени Божием всецело содержится Бог, так и в образе присутствует Первообраз.
|