ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
ВЫШЕПРАВОСЛАВНЫЙ КАНОН И ИКОНА доклад. О. В. Полякова, преподаватель Сыктывкарского государственного университета

Со времени христианской древности установился взгляд на икону, как на предмет, не подлежащий произвольному изменению. Это воззрение было закреплено строгим правилом написания иконы - каноном, который сформировался в Византии и затем был воспринят на Русской земле. С точки зрения христианской догматики православная икона - это особый вид самовыражения и самораскрытия учения Православной Церкви, которая явлена Святыми Отцами и Соборами. Не случайно преподобный Иоанн Дамаскин называл ее "школой для неграмотных". Пояснить содержание иконы как выражения догмата возможно в выяснении того, насколько точно и правильно передают те или иные иконописные образы смысл вероучения, в какой мере соответствуют ему система выразительных средств. Именно поэтому православный канон, включая конечный результат - икону, распространялся на все составляющие творческого процесса. Искусная азбука иконописания из столетия в столетие передавалась от мастера ученику по преданному уставу. Приемы заготовки досок, проклейка клеем, наклейка паволоки, нанесение левкаса, закрепление сторон иконы грунтом и покрытие их природной краской, наложение позолоты, закрепление изображения олифой - те составные, без которых не представлялось началодержательное иконотворение. Не менее важен канонический этап духовного созревания каждого мастера, его подготовка к созданию образа. Смиренный и трепетный путь этот является неотъемлемой частью церковного канона, его важным положением, определяющим, каким должен быть художник.

Широко распространённый иконографический подход к иконе имеет своё место в искусствоведческой литературе. Иконографические требования включали верность композициям, унаследованным от древности; соответствующее изображение типов лиц, пейзажа, построек, костюмов и утвари; точное и неуклонное изображение общеизвестных символических признаков. Догматико - канонические требования относились к изображениям Спасителя, Богоматери, Ангелов и праздников. Определенные иконографические схемы отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, свойственные определенным художественным школам и центрам.

Каноном закреплена и символика цвета - сложная и многозначная. Цвет в иконе условен и может иметь различные, и даже противоположные значения. Но подбор определенных цветов не мог быть случайным в отношении канона. Канон способствовал освоению живописцами определенных способов и приемов художественного отображения действительности.

Несомненно, и весь используемый материал для религиозного сознания мастера не отделялся от самого иконного образа и соответственно Первообраза - Вседержителя и Создателя. Каждый элемент иконы был носителем символического смысла. В материале иконы присутствовали все элементы мира: глина, минералы, олово, ртуть, камедь, сера, золото, серебро, железо- земля; угли, кора деревьев, вишнёвый клей, бумага, льняное волокно, шафран, квасцы, лоскуты ткани, пресный и кислый мёд, жжёное мыло, медвежья желчь, скорлупа, яичный желток - растительный и животный мир; моллюски, щучья желчь, осетровый клей - вода. Сам материал, выбранный под основу - доска - память о райском Древе жизни и о Животворящем Кресте искупительной жертвы (Яковлева Н.А., 2001). Явившись в древнейшую эпоху в формах простых, икона с течением времени изменила свой первоначальный характер по мере того, как изменилось отношение христиан к тексту. Евангелия и видоизменился общий взгляд на задачи христианского искусства и иконописи.
Из библиотеки Несусвета


Hosted by uCoz