|
Со времени христианской древности установился взгляд на икону, как на предмет, не подлежащий произвольному изменению. Это воззрение было закреплено строгим правилом написания иконы - каноном, который сформировался в Византии и затем был воспринят на Русской земле. С точки зрения христианской догматики православная икона - это особый вид самовыражения и самораскрытия учения Православной Церкви, которая явлена Святыми Отцами и Соборами. Не случайно преподобный Иоанн Дамаскин называл ее "школой для неграмотных". Пояснить содержание иконы как выражения догмата возможно в выяснении того, насколько точно и правильно передают те или иные иконописные образы смысл вероучения, в какой мере соответствуют ему система выразительных средств. Именно поэтому православный канон, включая конечный результат - икону, распространялся на все составляющие творческого процесса. Искусная азбука иконописания из столетия в столетие передавалась от мастера ученику по преданному уставу. Приемы заготовки досок, проклейка клеем, наклейка паволоки, нанесение левкаса, закрепление сторон иконы грунтом и покрытие их природной краской, наложение позолоты, закрепление изображения олифой - те составные, без которых не представлялось началодержательное иконотворение. Не менее важен канонический этап духовного созревания каждого мастера, его подготовка к созданию образа. Смиренный и трепетный путь этот является неотъемлемой частью церковного канона, его важным положением, определяющим, каким должен быть художник.
Широко распространённый иконографический подход к иконе имеет своё место в искусствоведческой литературе. Иконографические требования включали верность композициям, унаследованным от древности; соответствующее изображение типов лиц, пейзажа, построек, костюмов и утвари; точное и неуклонное изображение общеизвестных символических признаков. Догматико - канонические требования относились к изображениям Спасителя, Богоматери, Ангелов и праздников. Определенные иконографические схемы отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, свойственные определенным художественным школам и центрам.
Каноном закреплена и символика цвета - сложная и многозначная. Цвет в иконе условен и может иметь различные, и даже противоположные значения. Но подбор определенных цветов не мог быть случайным в отношении канона. Канон способствовал освоению живописцами определенных способов и приемов художественного отображения действительности.
Несомненно, и весь используемый материал для религиозного сознания мастера не отделялся от самого иконного образа и соответственно Первообраза - Вседержителя и Создателя. Каждый элемент иконы был носителем символического смысла. В материале иконы присутствовали все элементы мира: глина, минералы, олово, ртуть, камедь, сера, золото, серебро, железо- земля; угли, кора деревьев, вишнёвый клей, бумага, льняное волокно, шафран, квасцы, лоскуты ткани, пресный и кислый мёд, жжёное мыло, медвежья желчь, скорлупа, яичный желток - растительный и животный мир; моллюски, щучья желчь, осетровый клей - вода. Сам материал, выбранный под основу - доска - память о райском Древе жизни и о Животворящем Кресте искупительной жертвы (Яковлева Н.А., 2001).
Явившись в древнейшую эпоху в формах простых, икона с течением времени изменила свой первоначальный характер по мере того, как изменилось отношение христиан к тексту. Евангелия и видоизменился общий взгляд на задачи христианского искусства и иконописи.