ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
ВЫШЕИССЛЕДОВАНИЕ КАНОНА ИКОНЫ "БЛАГОВЕЩЕНИЕ". Азлецкая Анна Михайловна. Москва. ДЮЦ «Виктория».
Работа, участвующая в Конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского 2002-2003 г. "...желая всем доказать святое благоговение к богоблагодатному величию Твоему, признал посвятить царственному лицу твоему не иное какое-либо произведение обильных духовных дарований своих, а живописное и художественное изображение достойнозримаго и умилительнаго лика Твоего..."
/«Посвящение». Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное Иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом/

ВВЕДЕНИЕ

ИКОНОПИСЬ - это религиозная живопись, возникшая на рассвете христианской культуры. Иконопись подчинялась канонам, то есть правилам написания того или иного сюжета библии. Каноны делились на толковые и лицевые. Первые толковые каноны были созданы в VI веке игуменом Синайского монастыря Иоанном Лествичником, а наиболее древний лицевой греческий подлинник был составлен монахом Дионисием Фурноаграфиотом. На Руси иконопись появилась в связи с принятием христианства. Первыми иконописцами были византийские мастера. Искусство византийских мастеров распространялось по крупным культурным центрам Руси. Наибольшего расцвета иконопись на Руси достигла в XIII-XV в.в. Таким образом, появились русские иконописные школы. Одной из старейших школ на Руси была Новгородская.

Уже в начале царствования династии Романовых (начало XVII века) стало появляться много неканоничных икон. Царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ о запрете на неискусное иконное художество: «Лета 7176 Октября в день по государеву Цареву и В. К. Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца указу Патриаршу боярину Никифору Михайловичу Беклемишеву, да дьяку Ивану Калитину. Ведомо Великому Государю Царю и В. К. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу учинилось, что на Москве и во градех и в слободах, и в селех, и в деревнях объявились многие (неискусные) иконописцы, и от неискуства воображение Святых икон пишут не против древних преводов, и тому их неискусному ученью многие последуют и у них учатца, неразсуждая о воображении Святых икон. А которые иконописцы начертанию иконнаго воображения искусны и прежних художников иконнаго воображения преводы у себя имеют, - и от тех учения не приемлют и ходят по своим их волям, якож обычай безумным и в разуме неискусным...».

ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Однажды в частной коллекции я увидела икону, которая заинтересовала меня необычностью сюжета. Оказалось, что икона неканонична. Я решила провести исследование.

Цель наше работы – определить неканоничность иконы «Благовещение». Задача нашей работы состояла в том, чтобы определить время, когда была написана икона, определить школу, в которой была написана икона, и сравнить данную икону с иконами, находящимися в церквях и музеях, того же сюжета.

Исследуемая икона «Благовещение» (см. илл. № 1 приложений) находится в частной коллекции, датируется первой половиной XVII века. Размеры: 31,4 х 26 см. Происхождение неизвестно. Была раскрыта в 1988-1989 годах. Судя по размерам и сюжету можно предположить, что изначально эта икона была написана для праздничного ряда храма, но из-за того, что икона была написана не по канонам, она, видимо, стала домовой.

Доска липовая, двухчастная, шпонки сосновые, не сквозные, двухсторонние. Доска укорочена сверху и по левому боку, отпилена часть надписи, паволока и ковчег отсутствуют. На обратной стороне надпись: «...НА ЦАРСКУЮ // НИКИТЕ ГАВРИЛ...// ЦЫГАНОВУ // БЛАГОВЕЩЕНИЕ // 3 ЛИЦА // РИЗУ // ПОЛУЧЕКАНУ// КИГЛА»

На доске имеются небольшие утраты. Икона поедена шашелем, в некоторых местах красочный слой утрачен до доски. По торцам доски видны гвозди и следы от гвоздей (видимо, был оклад, об этом же свидетельствует надпись, приведенная выше). Такие надписи встречаются на иконах, которые сдавались в иконописную мастерскую на подновление и другие работы.

Сюжет «Благовещения» относится к времени Нового Завета: «В Благовещении совершилось таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, - вочеловечение Божие. Второе Лицо Святой Троицы, Бог, неописанным существом воплотился от Девы, исткал себе печать от багра крови Пречистой и вочеловечашася не только заимствовал тело от Пречистой Девы, но и душу и все человечество. В Благовещении начинается ткаться багряница Плоти Христовой, в Благовещении зачинается человечество – Слово вочеловечивается наитием Духа Святого, посланного от Отца... И Архангел Гавриил – посланник Божий – приносит Пресвятой Деве благую весть. По Церковному Преданию, Матерь Божия читала книгу пророчеств Исаии (Се дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил и еже есть сказаемо с нами Бог) и остановилась мыслью и стала размышлять именно об этом пророчестве, когда посетил Ее благовествующий Архангел Гавриил. И на иконах Благовещения, правда, не на всех, изображена книга Ветхого Завета, открытая на этом пророчестве...» (инок Григорий (Круг) «Благовещение Пресвятой Богородицы» Православная икона. Канон и стиль. Изд-во «Паломник», Москва, 1998 г.).

Толковый канон написания иконы «Благовещения» (по иноку Григорию Кругу) выглядит так: «...Матерь Божия на иконах Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда сидящей, как на престоле. Этот престол носит вполне обыденный характер, но, как и все в иконах, приобретает значение символа. Это не обычное сидение, но престол славы, все освященный золотыми освящениями Божественных сил. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми лучами, в этом царственное достоинство Матери Божией не умаляется, но изображается со всей ясностью и открывается неземная природа его... При встрече Архангела Матерь Божия изображается с пряжей в руке. Рука Матери Божией держит красную нить и моток с пряжей. По преданию, это был труд, данный Матери Божией священниками Иерусалимского храма. Матерь Божия должна была соткать на престол облачение красного цвета, и пряжа эта таинственно говорит о том, что Пречистая дева избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти. Архистратиг изображается на некоторых иконах не твердо стоящим на земле, но как бы слегка коснувшимся земли ногой, рука Архангела поднята в приветствии и пальцы сложены благословением. Одно крыло Архангела простерто за спиной, другое поднято в знак приветствия».

У монахини Иулиании написано об одеянии Пресвятой Богородицы, что туника – нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее цвет на иконах установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но он может быть разных оттенков вплоть до темно-синего и темно-зеленого. Мафорий надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен и был вишневого или темно-коричневого цвета. Женщины того времени всегда должны были покрывать голову, и на иконах мы всегда видим на Ее голове легкий плат, подбирающий и закрывающий волосы. Поверх плата надето покрывало. Цвет покрывала был таким же, как и цвет мафория. Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звезды, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе (Одеяния Пресвятой Богородицы. Православная икона. Канон и стиль. Изд-во «Паломник», Москва, 1998 г.).

На исследуемой иконе Богоматерь, в вишневом мафории и темно-синем хитоне, стоит, слегка склонившись к Архангелу и протягивая к нему руки. Архангел изображен на иконе дважды – приближающимся и удаляющимся. Приближающийся Архангел правой рукой благословляет, в левой держит жезл черного цвета. Удаляющийся Архангел прикладывает правую руку к сердцу, в левой держит жезл. Архангел одет в зеленый хитон с множеством пробелов и оранжевый с темно-охристыми складками гиматий. Нимбы Архангелов и Богоматери оливковые, окаймленные ярко-красной и белой каймой. Лики написаны объемно по светло-охристому санкирю наложением постепенно затемняющихся слоев темной охры. Пряди волос Архангела переданы темно-охристыми контурами по светло-коричневому фону. Крылья Архангелов оливковые, покрытые тонкими параллельными линиями черного ассиста. Вверху два сегмента неба с нисходящим оттуда к Богоматери белым лучом с изображением голубя. На втором плане стены храма с темно-синими занавесями, колонна и стол цвета слоновой кости, на столе лежит книга, которую читала Богоматерь до прихода Архангела. Общий фон иконы темно-коричневый. Над сюжетом надпись: БЛГОВЬЩЕНIЕ ПРЕТ БЦЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования икон проводятся на основе сравнения с другими уже известными и определенными. При помощи сравнения определяется школа, время создания, соответствие канону.

Исследуемая икона предположительно относится к Новгородской школе, но написана была в областях, граничащих с Русским севером. Икону можно датировать XVII веком.

Данную икону можно отнести к Новгородской школе XVII в. на основании сравнения цветовой гаммы с другими образцами той же школы. В «Успении» нач. XV века из собрания РМ в Санкт-Петербурге так же преобладает светлая и темная охра фонов, аналогичны оттенки рамки «Успения» и данной иконы «Благовещение», оттенок мафория Богоматери. Рамка и общая цветовая гамма иконы тесно перекликается с «Рождеством Христовым» первой половины XVII века из собрания музея им. Рублева. Рамка, оттенки фона, одежды Богоматери аналогичны цветам на Царских вратах с «Благовещением» II половины XVI века (музей им. Рублева). Оттенок лика и широкие санкирные тени Богоматери, фон цвета слоновой кости, очень звонкая ярко-алая рамка перекликаются с иконой «Апостолы Петр и Павел» второй половины XVI века (музей им. Рублева). Ярко-оранжевый в сочетании с коричневым и сине-зеленым «Благовещения» похожи на цветовую гамму на иконе «Богоматерь Казанская» середины XVII века (музей им. Рублева). Аналогичные оттенки темно-вишневого и ярко-красного наблюдаются на Царских Вратах с «Благовещением» первой трети XVI века Новгородской школы.

Икона «Благовещение» своей лаконичностью напоминает многие иконы праздничного ряда Новгородской школы, например «Успение» начала XV века из собрания РМ в Санкт-Петербурге, «Благовещение с Федором Тироном» XIV века из собрания Новгородского музея (см. илл. № 2 приложений).

Такая же техника письма, как и на данном «Благовещении», наблюдается на Царских Вратах с Благовещением 1-ой трети XVI века Новгородской школы. Техника письма кистей рук у Богоматери Казанской со святыми середины XVII века Новгородской школы схожи с письмом кистей рук исследуемого «Благовещения» (см. илл. № 3 приложений). Техника письма рук и конструкция складок на исследуемом «Благовещении» схожа с изображением Благовещения на Царских Вратах второй половины XVI века Русский Север.

На большинстве изученных нами икон «Благовещение» Богоматерь изображена сидящей или стоящей с веретеном и (или) нитью в руках. Например: Царские врата с Благовещением, XVI век, Русский Север (сидит с нитью в руках); «Благовещение», первая половина XVIвека, Псковская школа (сидит без нити и веретена); «Благовещение», первая половина XVI века, Псковская школа (сидит с нитью и веретеном в руках); «Благовещение», XVII век, Успенский собор, г. Кемь (стоит с нитью в руке; «Благовещение», XIV век, ГМИИ им. Пушкина (стоит без нити, но с веретеном в руке); «Благовещение», XIX век, ГТГ (сидит без нити и веретена). А на нашей иконе Богоматерь изображена стоящей рядом со столом и склонившейся к Архангелу, как Богоматерь предстоящая из деисусного чина. Наиболее похожа по композиции на изучаемую икона «Благовещение с Федором Тироном» (последняя четверть XIV в., Новгородская школа), на которой Богоматерь стоит в позе предстоящей без нити, но с веретеном в левой руке.

В книге «Черные доски» В. Солоухина говорится, что ковчег является доказательством древности иконы. Мы можем поспорить с этим утверждением на основании изучения коллекции икон музея им. Андрея Рублева. В музее им. Андрея Рублева есть иконы XIX века (иконы XIX в. не считаются древними), у которых есть ковчег. В этой же коллекции встречаются иконы XVI-XVII в.в. без ковчега. Например: «Богоматерь Знамение» из пророческого чина (первая половина XVII в. Московская школа); «Пророк Даниил» из пророческого чина (конец XVII в. Московская школа); дверь в жертвенник (начало XVII в. Подмосковье); «Отечество» (конец XVII в. Русский Север); «Рождество Христово» (середина XVI в. Русский Север). Из наших исследований видно, что рассуждения В. Солоухина неверны.

Изучая икону «Благовещение», в каталоге древнерусской иконописи М.В. Алпатова мы встретили клеймо «Нечестивец стреляет в икону Георгия» из иконы «Георгий с житием» (начало XVI в., Новгородская школа, Русский музей, из собрания Н. Лихачева), (см. илл. № 4 приложений). На иконе изображены две фигуры нечестивца: первая стреляет в икону, а вторая фигура падает, «побежденная иконой на белокаменном храме». Это единственная икона, встреченная и изученная нами, где написаны две фигуры одного и того же лица.

ВЫВОДЫ:

На основании полученных результатов мы можем предположить, что икона «Благовещение» была написана в конце XVI – начале XVII века.

Нами установлено, что икона принадлежит к Новгородской школе, скорее всего ее северным районам.

Нами доказано, что икона неканонична.

На основании наших исследований мы можем сказать, что иконы, сюжеты, детали написания отдельных сюжетов, написанные не по канонам, принадлежат в основном к Новгородской школе. Значит, Новгородская школа отличалась большей вольностью написания сюжета, а Новгородское свободолюбие распространялось и на иконопись.

Библиография:

  1. CD-ROM «Русская иконопись XI-XXвеков» Мультимедиа энциклопедия. Изд-во «Профиль» С-Петербург
  2. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII-начало XV в. Изд-во «Наука», 1976
  3. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. Изд-во «Наука», 1982
  4. Программа «Обновление гуманитарного образования в России». Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. Москва, изд-во «Пассим», 1994
  5. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, изд-во «Искусство», 1978
  6. Составитель А. Стрижев. Православная икона. Канон и стиль. Москва, изд-во «Паломник», 1998

ПРИЛОЖЕНИЯ


Иллюстрация №1

Иллюстрация №2

Иллюстрация №3

Иллюстрация №4
Из библиотеки НесусветаX Всероссийские юношеские Чтения им. В. И. Вернадского
Hosted by uCoz