|
|
|
|
|
|
Распятие в лоне Отчем. Ок. 1600 г. |
|
|
115.90kB, 490x640px
|
Аллегорическая композиция "Распятие в лоне Отчем" может входить в состав более сложных композиций, таких как "Почи Бог в День Седьмый" (см. верхнюю левую часть четырехчастной иконы. ), и существовать в виде самостоятельных икон. Изображается Распятие, которое снизу (Голгофа, подножие Креста, ноги Распятого) полностью повторяет обычную сцену Распятия, но выше фигура Христа переходит в изображение одного из ангельских чинов - серафима. Тело Распятого прикрыто крыльями, лицо - юношеское (безбородое). Варианты именования подобной композиции - "Христос Распятый Серафим" или "Душа Христа" (по ветхозаветному пророчеству (Ис. 53:12), Христос "предал душу Свою на смерть" и изображается практически распятие души). Крест покоится на двух херувимах, сзади крест поддерживает Бог Отец (?) в митре и архиерейском облачении "по чину Мельхиседека, царя правды, царя мира" (Евр. 7: 2) (еще одно из названий композиции - Ты еси Иерей во век). В руке - меч. Ножны меча в руках у юноши в красных доспехах.
Явление распятого серафима Франциску Ассизскому |
То, что источник иконографии - западноевропейская мистика - несомненно, но толкование искусственного набора символов крайне затруднительно. Об одном из элементов подобных изображений - "Христе в бронех" писал св. Максим Грек: "...преизлишнии таковы образы писати, иноверным и нашим христьяном на соблазн. Довлеют, деи, хрестьяном те образы писати и поклонятися им, их же святии отцы уставиша и повелеша соборне, и признаки их уставиша". Возможно, один из первых источников - жизнеописание католического святого Франциска Ассизского. 14 сентября 1224 г. Франциску явился серафим и после этого у него впервые в истории католичества открылись стигматы.
Икона из собрания Музея Икон, Реклингхаузен.
CopyLeft © 2004-2005 by |