|
84.71kB, 434x589px 94.62kB, 434x640px |
Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода Великого представляла собой один из значительнейших живописных ансамблей России. Росписи пострадали (практически полностью утрачены) во время Великой Отечественной войны и известны сейчас только по описаниям, черно-белым фотографиям начала XX в. и сохранившимся копиям.
В цокольном регистре росписи алтарной апсиды в нише под нижним окном алтаря над горним местом находилосб ростовое изображение Христа Иерея (Священника) в полный фас. Слева и справа от ниши в круглых медальонах изображены полуфигуры Иоанна Предтечи и Богородицы, т. е. Спас Иерей занимает центральное место традиционной деисусной композиции.
Место композиции "Христос Иерей" в росписи алтарной апсиды (условно выделено цветом) |
Возраст изображенного Христа, по-видимому, меньше обычного для более традиционных иконографических типов Спасителя возраста Тайной Вечери. Прическа компактная и округлая, волосы не закрывают уши, на темени выстрижено гуменцо (тонзура), покрытое коричневыми точками; тонкие усы; опушка бороды начинается от ушей. Нимб кресчатый, украшен геммами в двойной обводке и с четырьмя жемчужинами в каждом луче креста. По бокам от нимба надпись IС ХС Одежда традиционная, хитон и гиматий. Правая рука в благославлающем жесте, в левой свернутый свиток. Под ногами подушка. Санкирь лика охряной, рисунок красно-коричневый, пробела в две силы: разбеленной охры и белые. Волосы коричневые, разделанные короткими охряными движками в три ряда друг над другом. Борода разделана более темными черточками.
В росписях церкви Спаса на Нередице выделяют четыре стиля, обозначаемые римскими цифрами. Фигуру Христа относят к первому (I) стилю.
Библиография: Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М.:"Галарт", 2004.-254с., ил. ISBN 5-269-01023-2
Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., Изд-во "Паломникъ", 2001.- 224 с.: ил. ISBN 5-87468-110-8
CopyLeft |