|
110.10kB, 475x640px |
Икона из Успенской церкви на Пароменье во Пскове. В 1938 г. из Псковского краеведческого музея передана в ГТГ, в экспозиции которой и находится, инв. №28764. Частично раскрыта в 1928-29 гг. в Пскове и окончательно в 1949 г. в ГТГ. Красочный слой сохранился неравномерно, утрачены пробела на складках, киноварные обводки нимбов, навершия палат, кадило у Петра, надписи. Плохо различим рисунок свещников у ложа. Изменен контур и цвет мандорлы-"славы", ее лучи и звезды поновлены, на ликах Христа, Богородицы, Иоанна Богослова, жены в правой палате наложена охряная с сажей пропись, многочисленные тонировки на одеждах апостолов, драпировках ложа, "славе" Христа.
Богородица изображена лежащей на ложе, на Ней темно-коричневый мафорий и темно-синий хитон. Над ложем в окружении двойной темно-синей мандорлы-"славы" стоит Христос в синем хитоне и розовом гиматии. В руках - спеленутая душа Богоматери. Мандорлу окружают, как бы придерживая ее края, ангелы. Слева (по отношению к зрителю) от ложа - группа апостолов (изображены без нимбов) и святителей, впереди - Петр в синем хитоне и коричнево-лиловом гиматии. В правой он руке должен держать кадило. В правой группе на переднем плане - апостол Павел в темно-синем хитоне и светло-сиреневом гиматии, склоняющийся к ногам Богородицы. За ложем перед Христом - склоненная фигура Иоанна Богослова в красном гиматии. Слева и справа - изображения палат с фигурами плачущих жен иерусалимских. Перед ложем - узкогорлый кувшин, вставленный в широкую чашу, по сторонам от сосудов - два высоких свещника с горящими свечами. Фон и нимбы - серебряные. Узкий светлый позем заходит на края ковчега иконы.
Наиболее близкой по иконографии композицией для данной иконы признается стенопись псковского Спасо-Мирожского монастыря (ок. 1156 г.), но на иконе нет сцены передачи души Богоматери ангелам и уменьшено (с четырех до двух) число "жен иерусалимских" в палатах. Вообще же изображение палат - одна из особенностей данной иконы, также можно отметить мандорлу Христа с держащими ее ангелами, кувшин, установленный в чашу на переднем плане. Палаты с полуфигурами плачущих жен в окнах (палаты имели раньше декоративные навершия и драпировки) должны указывать, что действие происходит в "сионской горнице" - доме Богоматери, там же, где произошло Сошествие Святаго Духа. Изображение палат начинает часто встречаться с XIII в, а появляется, вероятно в начале XII в. Изображение мандорлы вокруг Христа появляется в сценах Успения не раньше конца XII в. Кувшин-стамна в чаше - символический прообраз Богородицы, заимствованный из гимнографии и восходящий к ветхозаветной золотой стамне Моисея (изредка в сцену включается пророк Моисей, держащий золотые сосуды).
Трехчастная тонкая сосновая доска. Шпонки первоначально торцевые на деревянных гвоздях, позжедоски скреплены по торзам полосами железа на кованых гвоздях. Оборотная сторона заклеена паволокой, залевкашена и покрыта краской. Широкие поля желтого цвета, глубокий ковчег, крутая лузга (киноварная), толстая паволока, тонкий левкас. Размер иконы 100x135.
CopyLeft © 2000-2004 by |