ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
НАЗАД ВЫШЕ КАТАЛОГ СОСТАВ КОЛЛЕКЦИИ ВПЕРЕД Икона Божией Матери Одигитрия (Путеводительница). Средняя Русь, вторая половина XIII в.
просмотр изображения...
73.39kB, 375x520px

Икона из собрания ГТД, инв. № 28596. Получена из коллекции С. П. Рябушинского Заглянуть в Словарик.

Отличительная особенность - надписи на полях иконы. Кстати, по стилу надписей, близкому XIV в., некоторые исследователи относят создание иконы к более позднему периоду - XIV - началу XV в. В противовес указывается на то, что надписи нанесены, помимо прочего, и поверх полосы лузги, следовательно, создание иконы и нанесение текста были не одновременными.

Надписи. Вверху:
О ПР[ЕСВЯ]ТАЯ Г[ОСПО]ЖЕ: Д[Е]ВО: ВЛ[АДЫ]ЧИЦЕ Д[Е]ВЬСТВЕННАЯ ХВАЛА ЦВЬТЕ ПРЕКРАСН[...] БЛ[А]ГОУХАНЬНОЕ КАДЬЛО РОЖЕШИЯ ПРЕСВЬТЛОЕ С[О]Л[Н]ЦЕ [ХРИСТА] Б[ОГ]А НАШЕГО ТОБОЮ БО Г[ОСПО]ЖЕ НЕВИДИМЫИ С[Ы]НЪ ТВОИ ВИДИМЫ [БЫСТЬ (?)] НАМЪ М[О]Л[И]ТВУ ТИ ПРИНОСИМО НЕДОСТОЙНИИ РАБИИ ТВОИ ПРИПАДАЕМЪ КЪ ПР[ЕСВЯ]ТЬИ ТВОЕЕ ИКОНЬ О ВСЕ
На левом поле:
М[И]Л[ОС]Т[И]ВА ЕСИ Ц[А]Р[И]ЦИ Б[ОГОРОДИ]ЦЕ СП[А]СИ ПОМИЛУЙ БЛ[А]ГОВЬРНАГО [К]НЯЗЯ НАШЕГО [ИМЯ РЕ]КИ АР[Х]ИЕПИС[КОПА] НАШЕГО [ИМЯ РЕ]КИ И ВЕСЬ ЧИН [СВЯ]ЩЕНН[ЫЙ] ВСЯ КР[ЬСТЯ]НЫ РИЗОЮ Ч[ЬСТ]НОЮ ЗАЩИТ[И] УМОЛ[И] ВОПЛОЩЕШАГОСЯ ИС ТЕБ[...] Х[РИСТ]А Б[О]ГА НАШЕГ[О] ПРЕПО[Я]ШИ НЫ СИЛОЮ СВОЕЮ СВЫШ[...] НА ВСЯ ВИДИМЫЯ И НЕВИДИМЫЯ ВРАГ[Ы] НАША О ВСЕМ[И]Л[О]СТИВАЯ Б[ОГОРОДИ]ЦЕ ВЛ[АДЫЧИ] ВЪЗДВИГНИ НЫ ИЗ ГЛУБИНЫ ГРЬХОВНЫЯ ИЗБАВИ НЫ ОТЪ ОУСОБНЫЯ РАТИ
На правом поле:
ОТЪ МИРЬСКИЯ ПЕЧАЛИ ОТЪ НАШЕСТВИЯ ПОГАНЫХЪ ОТЪ НАПАДЕНИЯ ВРАЖИЯ ОТ ПРАСНЫЯ СМ[ЕР]ТИ ОТЪ ВСЯКОГО ЗЛА ИЗБАВИ РАБЫ В СВОЯ ПОДАЖЕ МИРЪ И ЗДРАВИЕ РАБОМЪ СВОИМЪ ПРОСВЬТИ УМЪ И ОЧИ С[Е]РДЬЦЪ НИИ ЯЖЕ КО СП[А]С[Е]НИЮ СПОДОБИ ГРЕШНЫЯ РАБЫ СВОЯ: ВЪ Д[Е]НЬ СУДНЪ СТАТИ ОДЬСНУЮ С[Ы]НА ТВОЕГО ЯКО ДЕРЖАВА Х[РИСТ]А Б[ОГ]А НАШЕГО ПРЕСВЬТЫМ [...] БЛАГЫМЪ ЖИ[ВО]ТВОРЯЩИ Д[У]ХЪ НЫНЕ ПРИСНО ВЬК АМИН

Сосновая доска, две шпонки на деревянных гвоздях, ковчег, паволока, левкас. Размер иконы 68x86.

Красочный слой ликов и рук почти целиком смыт, что, вероятно, связано с неудачной реставрацией начала XX в.
CopyLeft © 2002-2003 by Несусвет

Hosted by uCoz