|
95.78kB, 462x600px |
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (?). Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Празднование иконе установлено 1 сентября (19 августа ст. ст.).
Иконографичесская композиция - Богородица Умиление. Отличительная особенность - обнаженные до колен ножки Богомладенца. Золото фона и полей практически полностью утрачено. Отсутствуют и надписи, и перекрестие нимба Младенца. Мафорий Богородицы украшен золотым орнаментом, в который вплетены буквы (распространенная практика в византийском и древнерусском искусстве). По некоторым мнениям, буквы представляют собой некую криптограмму, содержащую, возможно имя создателя иконы и дату ее написания.
На оборотной стороне изображено Успение Богородицы.
В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. - в ГТГ (инв. № 14244). Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. - годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов.
CopyLeft © 2001 by |