|
48.91kB, 352x450px |
Своё название эта икона получила от местечка Почаева; от этого же села получила своё название и гора Почаевская, на которой находится лавра. Гора эта особенно замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из этих подвижников взошёл ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил об этом своего сподвижника и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидели это и пастухи. Вместе с монахами они прославили Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твёрдый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, не смотря на то что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Её стопы на камне было около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии - не оскудевающим источником великих чудотворений. В 1595 году константинопольский митрополит Неофит, путешествующий по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою, благословил её иконой Пресвятой Богородицы. Когда брат Анны Филипп Козинский, слепой от рождения, получил от иконы исцеление, она отдала икону на вечное хранение инокам Почаевской обители. Но вскоре гора Почаевская перешла в имение к лютеранину Андрею Фирлею. Он отнял у монахов землю, приказал сжигать кельи, запрещал народу приходить для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. В 1623 году он напал на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и саму чудотворную икону. Его жена, кощунственно надевшая церковные облачения и взявшая в руки святую чашу, была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель.
В 1675 году, когда к монастырским стенам приступили турки, монахи всю ночь молились Божией Матери и пели чудотворною иконой акафист и, когда возгласили: Взбрвнной Воеводе победительная, вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде, окружённая ангелами с обнажёнными мечами; Но турок напал внезапный страх и они обратились в бегство.
Исцеление от Почаевской иконы Богородицы получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане латинского исповедания и даже евреи, которые по исцелении принимали христианскую веру.
В 1831 году Почаевский монастырь наименован Успенскою Почаевскою лаврою.
Празднование иконе установлено 21 (8 ст. ст.) сентября.
CopyLeft © 2001 by |