|
|
|
|
|
|
Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими. XVII в. |
|
|
105.49kB, 514x640px
|
Иконографически Боголюбская икона, возможно, восходит к типу деисусной иконы или Агиосоритиссы - Заступницы, но содержание иконы расширено: Матерь Божия уже не просто предстоит Христу в молении за людей, к Ней обращаются изображаемые на иконе предстоящие, состав которых на разных иконах различен - это может быть Андрей Боголюбский, различные святые угодники, почитаемые в данной области, простой народ (в этом случае икона может называться "Моление о народе"). Богородица изображается как связь дольнего и Горнего, земного и Небесного. На иконе показаны и молитва святых Богородице, и молитва самой Богородицы за род человеческий перед Господом.
Один из иконографических вариантов Боголюбской иконы изображает предстоящих Богородице свв. Зосиму и Савватия, основателей Соловецкого монастыря. Соловецкий остров на иконе окружен со всех сторон морскими водами, на острове видны строения монастыря - соловецкий "кремль". Условно перед стенами кремля (что, как известно, должно означать нахождение внутри сооружения) изображена группа предстоящих - коленопреклоненная братия монастыря. Стоящими в полный рост показаны лишь Зосима и Савватий (изображены с нимбами). Следует отметить два момента: во-первых, разномасштабность (из иерархических соображений) фигур Богородицы и преподобных, а во-вторых, то, что если Христос изображен в небесном сегменте, с явно очерченной границей Небесного и земного, то Богородица показана, как присутствующая именно в земном мире, именно здесь, на соловецком острове.
Так как Соловецкий монастырь исторически стал одним из последних оплотов "древлего благочестия", иконы, происходящие с Соловков или изображающие соловецких святых широко распространены в старообрядческой среде. Данная икона из старообрядческой молельной Волкова кладбища, СПб.
CopyLeft © 2004 by |