|
141.40kB, 460x600px |
Святой Никита был готским воином и жил на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии в середине IV столетия. Его обратил в христианство и крестил епископ Феофил, известный просветитель готов и участник первого Вселенского собора в 325 году.
В то время между готами возникла междоусобная война. Во главе одной враждующей стороны стоял князь Афанарих, ярый язычник и ненавистник христиан. Во главе второй - Фригент. В кровопролитном столкновении войск победил Афанарих, и Фригент вынужден был бежать в Византию. Но вскоре Фригент вернулся на родину, подкрепленный свежими войсками, предоставленными ему императором Валентом (364-378 гг.). Как некогда Константин Великий, Фригент повелел сделать на знаменах своего войска изображение святого Креста. Произошла вторая кровопролитная битва, и на этот раз победил Фригент. Афанарих же с небольшой группой приверженцев спасся бегством.
После победы Фригента для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383 гг.) создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.
Спустя несколько лет Афанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова у готов завязалась междоусобная воина. Одолев Фригента, Афанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Афанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372 г. Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии.
Память великомученика 15 сентября ст. ст.
Икона Никиты великомученика написана Прокопием Чириным в 1593 г. по заказу Максима Яковлевича Строганова. Икона принадлежит к т. н. "строгановской иконописной школе" . Ранее была средником триптиха, на створках которого изображались клейма жития Никиты Воина, принадлежащие, скорее всего, кисти другого иконописца. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска. Первоначально поступила в ГИМ, раскрыта в 1926 г. В настоящее время находится в собрании ГТГ, инв. № ДР 1190. Золотой чеканный оклад иконы остался в собрании ГИМ.
Размер иконы 22x29.
На оборотной стороне под верхней шпонкой надпись: "Лета 7101 го (1592/1593) году написал сии образ на Москве иконник Прокопей наугородец. А обложен сий образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги 107 го (1598) году сентября в 15 ден строением Никиты Григорьева сына Строганова". На верхней шпонке клеймо дома Строгановых.
Адрес: 115487 Россия, Москва, Лаврушинский пер., д. 10. Третьяковская
CopyLeft |