|
21.33kB, 187x460px |
Христофор (греч. Χριστοφορος - носящий Христа) - мученик, проповедовавший и пострадавший в Ликии ок. 250 г. До крещения звался Репрев, крещён антиохийским епископом - мучеником Вавилой.
Икона из собрания музея Ростовского Кремля изображает мученика псоглавым. По преданию, Христофор был очень красив, но, дабы избежать соблазнов, упросил Господа обезобразить свою внешность.
Есть группа теорий, связывающих происхождение образа Христофора-кинокефала (псоглавца) с географическими названиями, например с местностью Киноскефалией (возвышенности в Фессалии, Греция, к северо-западу от Фив). Еще одна версия происхождения данной иконографии предполагает ошибку в прочтении слова "cananeus" ("хананит") как "собачий". Версий с ошибками, например, в буквальном прочтении символических имен существует множество. У разных авторов встречаются такие предположения: описание ужасной внешности "звероподобный" воспринято буквально; сравнение с символом верности - собакой постепенно переросло в объединение образа с символом, проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был "всадником с собачьей головой") и т. п.
Также существует представление о Христофоре, как представителе племени "псоглавцев" - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времен.
Иногда можно услышать о Христофоре не с собачьей, а с лошадиной или иной головой, как на росписи в Раифе или Ярославле . По-моему, эти описания не соответствуют действительности, Христофор изображается псоглавцем, но сочетание собачьей морды и человеческих волос создают у современного удивленного наблюдателя впечатление лошадиной гривы.
Иконы Христофора "с песьею главою" вместе с некоторыми другими "спорными" иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как противные «естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой . Старообрядцы продолжали (и продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет "господствующей церкви" лишь подтвердил и усилил это почитание.
В католической церкви пошли еще дальше русского Синода и в 1969 г. всякое упоминание о Христофоре было исключено из церковного календаря.
Св. Христофор, гравюра, 1423 г. Приводится по: Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. СПб.: Тропа Троянова, 2002.-342с.-Илл. |
CopyLeft © 2000-2005 by |