![]() ![]() ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique — мантия) — узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшается оплечьем, передником и подольником. В далматике изображают архангелов и царственных особ. ДАММАРА, даммарная смола (от малайск. damar — смола) — смола некоторых деревьев Малайского архипелага. Используется для приготовления светостойких лаков, которые при необходимости сравнительно легко смываются. В реставрации икон даммара также применяется для составления воско-даммарной мастики. Неразбавленный даммарный лак может применяться в качестве клеевой основы под листовое золочение. ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ (до 1360 — ок. 1428-1430) — иконописец, монах, современник (скорее всего старший) и сотрудник Андрея Рублева. Прозвище «Черный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (кон. XVII — нач. XVIII вв.), в более ранних источниках называется просто Даниилом. Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублевым Богородичного (т. е. Успенского) собора во Владимире, причем Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублева. Погребен, скорее всего, в Спасо-Андрониковом монастыре. ДАРОНОСИЦА — один из малых священных сосудов, переносная дарохранительница — ковчежец, небольшой ящичек для хранения запасных Святых Даров и служащий для принесения Святых Даров в дома больных и умирающих. В иконописи дароносица — атрибут диаконов. ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — священный церковный сосуд, небольшой металлический ковчег для хранения реликвий; часто в форме храма. В церкви располагается на престоле. ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ — см. колена Израиля ДВИЖКИ, оживки, отметки (мн. ч.) — белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме. Могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п. ДВОЙНИК — лист сусального золота из двух металлов, чаще всего, позолоченное серебро. ДВУНАДЕСЯТЫЕ (дванадесятые) ПРАЗДНИКИ — двенадцать основных праздников, установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников: Рождество Богородицы ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ — см. ангелы. ДЕИСИС — см. деисус.
ДЕИСУСНЫЙ РЯД, деисусный чин — второй ряд высокого иконостаса русского православного храма. Развился из деисусной композиции. В центре изображается Иисус Христос; к Нему в молитвенных позах обращены Богородица, Иоанн Креститель, апостолы, архангелы, св. отцы, мученики и т. д. ДЕКОР (от лат. decorare — украшать) — дополнительные элементы в живописных композиционных сюжетах: архитектурные и пейзажные элементы, орнаментальные росписи, рельефы и т. п. ДЕРЕВО ИКОННОЕ — то же, что иконная доска. ДЕРЕВЩИК — специалист в обработке дерева, столяр. Иконописцы обычно заказывали иконные доски деревщикам. ДЕРЖАВА — символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине.
ДЕСНЫЙ (слав.) — правый; см. также шуий
ДИАКОН, дьякон (греч. διακονος — служитель) — лицо, помогающее священнослужителям при совершении церковных таинств, но само не совершающее их. ДИАКОННИК — помещение в южной части алтаря, где хранятся священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты и т. д. ДИКИРИЙ (греч. δικηριον — двухсвечник) — ручной светильник, подсвечник для двух длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует свет Христа, познаваемого в двух ипостасях — Божественной и человеческой. В иконописи с дикирием изображают иереев. См. также трикирий. ДИОНИСИЙ (ок. 1440 — 1502) — ведущий московский изограф конца XV — начала XVI вв. ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ — см. Глушицкий Дионисий ДИПТИХ (греч. διπτυχον — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или металла, покрытые изнутри воском и употребляемые для различных записей. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборчества священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих (складень), сохраняющий свою форму до настоящего времени. В искусствоведении диптих — два произведения искусства, объединенные общим замыслом. ДИСКОС — богослужебный сосуд в виде небольшого круглого блюда с плоскими широкими краями. ДИХЛОРИЗМ (от греч. — двуцветие) — один из приемов исполнения пробела красками: в два цвета, один в цвет основного роскрыша, второй — контрастного, противоположного цвета. ДИЧЬ — краска серо-голубого цвета. ДЛАНЬ — ладонь. ДОБРОЧАДИЕ — четырехчастная икона, составленная из композиций, изображающих рождества: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово, Рождество Николы Чудотворца. Описана в рассказе Николая Лескова «Запечатленный Ангел», после чего получила значительную популярность.
ДОГМА (греч. — мнение, учение, постановление) — положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. ДОЛИЧНИК иконописец, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме личного письма. ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в иконописи — приемы изображения одежд и прочих элементов иконы, кроме лиц и открытых участков тела. Ср. личное письмо. ДОМОВАЯ ИКОНА — икона, предназначенная для домашней молитвы в отличие от с одной стороны путных, с другой — храмовых икон. Ср. моленная икона ДОНАТОР (лат. donator — даритель) — в искусстве изображение строителя храма (то же, что ктитор) или заказчика произведения искусства.
ДОСТОЙНО ЕСТЬ — 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, одна из самых распространенных Богородичных молитв. Икона, иллюстрирующая это песнопение, разделяется обычно на четыре клейма (в соответствии с четырьмя стихами) и представляет Богоматерь в окружении прославляющих ее пророков, апостолов, отцов церкви и т. д., а также на одном из клейм — в окружении девяти чинов ангельского воинства. 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с которой связано чудесное обретение песнопения «Достойно есть». Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы Маюмского, после того, как архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Икона, перед которой молился инок, получила наименование «Достойно есть». На ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком — по пояс, а вокруг — летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память иконы 11 (24) июня. ДРАКОН — одно из апокалиптических чудовищ. Изображается в сюжетах, связанных со Страшным Судом. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — средневековое русское искусство. Часто искусствоведы и историки определяют конкретные временные границы древнерусского искусства: с 862 г. по 1696 г.
ДРЕВО ИЕССЕЕВО — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева. (Ис XI, 1-5). Полностью родословие Иисуса приведено в Евангелиях от Матфея (Мф I, 1-17) и Луки (Лк III, 23-38). Икона Древо Иессеево представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах. ДРЕВЦО — древесина красильных деревьев, а также краска из нее. ДРУЖИНА ИКОНОПИСЦЕВ — объединение художников-иконописцев и вспомогательных специалистов (левкащиков, золотчиков, краскотеров и т. д.) для выполнения крупного заказа. ДСКА — см. доска ДУХОВЕНСТВО — священнослужители. Различается белое и черное (монашествующее) духовенство. ДУШЕСПАСИТЕЛЬНИЦА — см. Психосостра ДЦКА — см. доска ДЩЕРЬ — дочь ДЬЯК ВИСКОВАТЫЙ — см. Висковатый Иван Михайлович
ЕВАНГЕЛИЕ (греч. ευαγγελιον — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения. Наряду с каноническими известны также и апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова ЕВАНГЕЛИСТ — один из авторов канонических Евангелий: св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн. См. также символы евангелистов ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА — см. Лука ЕВЛОГИЯ (греч. — благословенная) — памятный предмет, привозимый паломниками из святых мест. ЕВТИХИЕВ ФЕДОР — см. Зубов Федор Евтихиев
ЕДЕССА — см. Эдесса ЕКТЕНИЯ (греч. εκτενεια — усердие, рвение) — молитвенные прошения, произносимые диаконом или священником при богослужении от имени верующих ЕЛЕЙ — растительное, чаще оливковое масло. ЕЛЕЙНИК — местное наименование лампады перед иконами.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование — таинство Православной Церкви, совершаемое несколькими (согласно требнику, семью) священниками (по
нужде и одним), над больными и умирающими с помазыванием больного елеем ЕЛЕУСА (греч. — милостивая) — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери (см. Гликофилуса) ЕМАТИТ (от греч. кровь) — минерал гематит, тонкий порошок которого применяется для полирования левкаса, а также в качестве пигмента в составе красок. ЕММАНУИЛ — см. Эммануил ЕНТАРЬ — см. янтарь ЕПАРХИЯ (греч. επαρχια — область, провинция) — церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. ЕПИСКОП (греч. επισκοπος — надзиратель, блюститель) — высший иерарх во многих церквах. ЕПИТРАХИЛЬ (греч. επιτραχηλιον — нашейник) — знак священного сана, одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами. ЕРМИНИЯ (греч. ερμηνεια — разъяснение, истолкование) — особый род наставления по иконописи. В отличие от иконописных подлинников, в ерминиях, обычно, внимание уделяется не только иконографии, но и технологии иконописи, а также богословию иконы. Наиболее известна греческая Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (Дионисия из Фурны) XVII в. ЕРОК, ерик (уменьшит. от «еръ» — названия буквы «Ъ») — в церковнославянском письме надстрочный знак, замещающий букву «Ъ» (еръ) после предлогов или приставок, оканчивающихся на некоторые согласные буквы. ЕФОД — см. эфод | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |