![]() ![]()
САЖА (слав. — осажденное, осевшее) — природный пигмент черного цвета, основная химическая составляющая — углерод. САЖЕНЬ — русская мера длины, равная 2,1336 м. Сажень маховая = 1,76 м; сажень косая = 2,48 м. САККОС (греч. σακκος — мешок, грубая ткань, рубище) — нижнее облачение епископов, близкое к стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смирения. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящее из уст епископа. САНДАЛ (от санскрит. sandanas) — тропическое т. н. "красильное" дерево, древесина этого дерева, а также красная краска, получаемая путем вываривания его древесины. Синий сандал, черный сандал — краска из древесины кампешевого дерева, произрастающего в тропической Америке. САНДАРАК (греч. σανδαρακη) — 1. минеральная краска желтого (золотого) цвета, изготовляемая из сернистого мышьяка, реальгара; 2. душистая смола сандаракового дерева. Используется для приготовления лаков. САНКИРЬ — в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма). САНОЧКА — часть кисти (инструмента) живописца, стержень утиного или гусиного пера, в который вставляются и закрепляются собранные в кисточку волоски. САПОГИ — обувь с высоким голенищем. САФТГРИН (от нем. saftgrün — соковая зелень) — растительная краска зеленого цвета из вываренных с квасцами ягод крушины. СВЕТ — фон, написанный золотой или светлой краской. СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА — краска белого цвета, двууглекислый свинец.
СВОД архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности. СВЯЗУЮЩЕЕ — вещество, входящее в состав красок и обеспечивающее сцепление пигментов. Природа связующего определяет особенность и название техники живописи: акварель, темпера, масляная живопись и т. д. СВЯТИТЕЛЬ — краткое именование святого иерея — священнослужителя. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА — см. Александро-Невская лавра. СВЯТЦЫ — список святых, чтимых Православной Церковью в календарном порядке. Лицевые святцы содержат изображения святых с указанием дней почитания. СВЯТЫЕ 1. — мужи и жены, благоугодившие Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни в миру, монастырях, пустынях. Святые делятся Церковью на лики: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, страстотерпцы, исповедники, постники, блаженные и т. д. СВЯТЫЕ ВРАТА — см. Царские Врата. СВЯТЫЕ ОТЦЫ — см. отцы церкви. СВЯЧЁНАЯ ИКОНА — см. освящение икон. СВЯЩЕННИК, иерей, пресвитер — священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК (греч. αγιομαρτυς) — мученик, принадлежащий к священному чину. СЕВАСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ — см. сорок мучеников севастийских СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА — общее название иконописных школ северной Руси: вологодской, архангельской, каргопольской и др.
СЕДИНКА — изображение седых прядей волос в иконописи. СЕДМИЦА — семь дней; неделя. СЕДНИЦА (от «сидеть») — икона Христа, восседающего на престоле. СЕККО, альсекко, асекко (итал. al secco — по сухому) — настенная живопись по сухой штукатурке. СЕНЬ — нарядный церемониальный навес над престолом, ложем и т. п., киворий. Символизирует небо, распростертое над землей. СЕПИЯ — темно-коричневая краска, изготавливаемая из обработанного чернильного мешка каракатицы. СЕРАФИМЫ — см. ангелы.
СЕРГИЙ РИМЛЯНИН, мученик — см. Сергий и Вакх СЕРПЯНКА — ткань редкого переплетения, используемая в качестве паволоки. СИАСТ — то же, что ассист. СИЛКА (от русск. сила) — в иконописи блик пробела в виде светлого мазка или золотого пятна, накладываемый на самые выпуклые участки облачения. СИЛЫ — см. ангелы. СИЛЬНОЕ МЕСТО — самое светлое место изображения на иконе.
СИМОН УШАКОВ — см. Ушаков Симон СИНАЙ — гора в Синайской пустыне, с вершины которой народу Израиля был дан Господом Закон. СИНДОН (по назв. населенного пункта в Индии — места производства тканей) — 1. то же, что плащаница. 2. узкая лента, опоясывающая саккос священника, символ погребальных пелен Христа. СИНИЛО (мн. ч. — синила) — растительная краска синего цвета. СИНОД (греч. συνοδος — собрание, встреча, сочетание) — с 1721 по 1917 гг. — один из высших государственных органов в России, ведающий делами Православной Церкви и заменявший собой патриарха. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым императором. После 1917 Священный синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси. Состоит из двенадцати архиереев: шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. СИНЬ — краска синего цвета; Синь горная — краска на основе минерала азурита. СИОН (евр. — блестящий, солнечный) — один из холмов, на которых построен Иерусалим; переносное наименование города Иерусалима, храма Соломона или "горнего" (небесного) Иерусалима. СИЦЕ — так, таким образом. СИЦЕВЫЙ (прил.) — таковой. СКАЛЬПЕЛЬ (от лат. scalpellum — ножичек) — хирургический нож. В реставрации используются предпочтительно микрохирургические скальпели для механической расчистки произведения (обычно под микроскопом). СКАНЬ — см. филигрань СКАРАМАНГИЙ — персидский плащ, одежда византийских конных воинов. СКАРЛАТ [скарла́т] — см. шарлат СКИНИЯ (греч. σκηνη — шатер, палатка) — древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх. 25.8-40; 26). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета.
СКЛЯНИЦА — стеклянный сосуд. СКОЛКА — см. сколок. СКОЛОК (м. р.), сколка (ж. р.) — иконный образец, снимок с иконы-оригинала, контуры рисунка которого составлены из рядов отверстий. Перевод рисунка со сколков осуществяется методом припороха. СКОРЛАТ [скорла́т] — см. шарлат
СКРЕБОК — инструмент, обычно в виде небольшого ножа с закругленным концом, предназначенный для удаления старой краски и других работ. СКРИЖАЛЬ — 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх. 24.12; 34.1-4). 2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечей и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы. СКУФИЯ — см. скуфья СКУФЬЯ — головной убор, в современной форме остроконечный колпак, сшитый из четырех равных долей. Может использоваться мирянами, прислуживающими в храмах, насельниками монастырей и т.д. СЛОНОВАЯ КОСТЬ — жженая — краска черного цвета, приготовляемая посредством обработки соляной кислотой и обжига слоновой кости. Состоит исключительно из аморфного углерода. СЛУХИ — см. торок СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло (иногда и цветные природные камни), применяемое для изготовления мозаик. СМОЛЯНОЙ ЛАК — лак, приготовленный на основе смолы, растворимой в спиртах или углеводородах и способной образовывать пленку при высыхании (испарении растворителя). СМОЛЫ (мн. ч.) — вещества, способные к отверждению, разделяющиеся на две группы: 1. природные смолы — вещества сложного состава, выделяемые некоторыми растениями. В средних широтах это прежде всего канифоль из хвойных пород деревьев. Качественные смолы, применяемые для приготовления лаков, мастик, красок и пр. добываются из тропических растений, например, даммара. Также используются ископаемые смолы (см. янтарь, копал). 2. Искусственные (синтетические) смолы — полимеры небольшой молекулярной массы (олигомеры). В результате отверждения превращаются в неплавкие и нерастворимые продукты. Используются для производства пластмасс, лаков, клеев, герметиков и т. д. СОБИННАЯ ИКОНА, особная икона — икона, принесенная в церковь прихожанином, который молился и ставил свечи только перед ней. Другой верующий не мог молиться перед особной иконой. Практика собинных икон осуждена Московским Собором 1667 г.
СОБОР — 1. Сбор, собрание. В иконографии — композиция, включающая несколько фигур, объединенных по принципу их взаимосвязи, например, Собор архангелов, Собор Богоматери и т. д.; 2. Главный (соборный) храм епархии, города или монастыря, в котором богослужения совершаются высшим духовным лицом (патриарх, архиепископ и т. д.). СОБОР АПОСТОЛОВ — см. собор двенадцати апостолов. СОБОР АРХАНГЕЛОВ — 1. Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил. 2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила. Основной догматический смысл композиции Собор архангелов — воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом. СОБОР БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова — 26 декабря (8 января). 2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина. Представляет собой символический вариант иконы Рождество Христово: в центре располагается Богоматерь с младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры — ангелы, пастухи и волхвы, а также аллегорические изображения Земли и Пустыни. Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы церкви.
СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — празднование в честь Предтечи и Крестителя Господня, положившего начало таинству Крещения; падает на 7 (20) января, на следующий день после Богоявления: По православной традиции на следующий день великих Господних и Богородичных праздников отмечаются празднования (соборы) в память святых, которые послужили данному событию. СОБОРНЫЙ ХРАМ — то же, что собор во 2 знач. СОБОРОВАНИЕ — см. елеосвящение СОЛЕЯ — возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма солея иногда ограждена невысокой решеткой.
СОСТАВЩИК — в иконописи специалист в составлении красок. СОСУД СВЯЩЕННЫЙ — предметы, употребляемые при богослужении: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница.
СОШЕСТВИЕ ВО АД — см. Воскресение
СПАС (греч. Σωτηρ) — сокращенное от «Спаситель» именование Иисуса Христа. В иконописи Спасами именуют образы Христа. В быту Спасами называют три православных праздника, связанных с Иисусом Христом.
СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ — см. Архиерей Великий. СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ — см. Пантократор.
СПАС ПАНТОКРАТОР — см. Пантократор. СПАС ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем. СПАС ЦАРЬ ЦАРЕМ — см. Царь царем. СПАС ЭММАНУИЛ — см. Эманнуил. СПАС ЯРОЕ ОКО — см. Ярое Око. СРЕДНИК — средняя основная сюжетная часть иконы с клеймами. В ней изображается главный сюжет иконы, в клеймах — развитие темы. Также средником могут называть центральную часть триптиха, полиптиха или иной многочастной композиции. СРЕДОВЕК — человек среднего возраста.
СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — см. монастырь. СТАНОК — в иконописи приспособление для уснановки яичной скорлупы, в которой творится краска на желтке куриного яйца. СТАРИНЩИК — иконописец, работающий в старых, дониконовских традициях. СТАРОВЕРЫ — см. старообрядцы. СТАРООБРЯДКА — пренебрежительное именование старообрядческой иконы в среде коллекционеров. СТАРООБРЯДЦЫ, староверы — православные верующие, не принявшие церковные реформы Никона 1653-56 гг. и ставшие в оппозицию официальной церкви. Преданы анафеме (отменена в 1970 г.), преследовались правительством до 1906 г. Делятся на ряд т. н. "согласов". Старообрядцы противостояли нововведениям в иконописи, сохраняя дониконовские иконы и создавая новые иконы в древней традиции.
СТАФФАЖ — небольшие изображения людей, животных, архитектурных сооружений в сложных композициях. СТВОРЦЫ, растворцы (мн. ч.) — название складня, обычно меднолитого старообрядческого. Большие створцы — медный складень из четырех створок (в отличие от обычных трехстворчатых складней). Известны после 1720 г. СТЕЖОК — отдельный прямолинейный участок нити от прокола до прокола. СТЕННОЕ ПИСЬМО — общее обозначение для всех видов настенной живописи. СТИЛЬ — устойчивая и единообразная система трактовки форм, характерная для периода господства определенного художественного вкуса. СТИПСИ (лат. stypsis от греч. στυψω — стягивать, связывать) — квасцы. СТИПТИКОМ (от греч. στυπτικος — вяжущий) — квасцы. СТИХАРЬ — нижнее облачение священников (подризник) и верхнее — диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими длинными рукавами (у священников — с узкими). Стихарь знаменует ризу спасения и одежду веселия и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе — непременные условия для принимающих участие в богослужении. СТИХИРА — вид тропаря, краткое песнопение; поется на стих псалма. «СТОГЛАВ» — состоящий из 100 глав сборник решений Стоглавого собора 1551 г.; кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. В области церковного искусства Собор высказался за строгую регламентацию и контроль над деятельностью иконописцев и рассмотрел несколько спорных иконографических вопросов (в частности, вопрос об изображении Троицы). СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно-земский собор, состоявшийся в Москве, в январе — мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные
владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял «Стоглав». Постановления Стоглавого Собора были отменены Собором 1667 г. — в связи с реформаторской деятельностью патриарха Никона. Большой Московский Собор 1667 г. подтвердил правильность решений Стоглава, касающихся иконографических вопросов. СТОЛА (греч. στολη — одеяние) — верхняя одежда, род туники с узкими рукавами и обшлагами, а также двойными полосами клавов от плеч до низа подола. В иконописи в столе иногда изображают архангелов. СТОЛП — 1. Отдельно стоящая башня; 2. В храме — колонна, поддерживающая своды.
СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ — клей, получаемый вываркой обезжиренных костей животных. СТРАЗ — 1. Сплав стекла, названный по имени его изобретателя О. Штрасса, применяемый для имитации драгоценных камней; 2. Поддельный драгоценный камень. Составной страз — драгоценный камень, склеенный со стеклом, хрусталем, либо другим (более дешевым) драгоценным камнем. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА — последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих — Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; Страдания Христовы нашли отражения в иконографии т. н. «страстных» икон. СТРАСТОТЕРПЕЦ — христианский мученик. Чаще именование страстотерпцев относят к тем святым, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев — в силу их злобы, коварства, заговора. СТРАТИЛАТ [стратила́т] (греч. στρατηλατης) — командир, предводитель войска.
СТУДИТ ФЕОДОР — см. Феодор Студит СУГУБЫЙ (прил.) — двойной, усиленный. СУДАРИЙ — см. сударь.
СУНПОР — сера. СУРИК (греч. συρικον от Συρια — Сирия, по месту производства) — название красок красных и красно-коричневых цветов. Сурик свинцовый — красная краска оранжевого оттенка — смешанный окисел свинца — свинцовая соль ортосвинцовой кислоты; Сурик железный — краска от красно-коричневого, вишнево-красного, до желтовато-красного оттенка. Представляет собой природную окись железа с небольшой примесью глинистых веществ и песчаника. СУРЬМА (тур. sürmä — краска для бровей) — краска черно-фиолетового цвета, трехсернистая сурьма Sb2S3. СУСАЛЬ — см. сусальное золото. СУСАЛЬНИК — специалист в изготовлении сусального золота. СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО, серебро, сусаль, сусань — тончайшие (обычно доли мкм) пленки золота или серебра для золочения (позолотных работ) (см. также двойник, поталь). СУСАНЬ — см. сусальное золото. СУСЛО — растительный экстракт, чаще всего солодовый, используемый при приготовлении пива или кваса. В иконописи применяют в качестве клеящего вещества, в качестве основы различных составов и т. д. CУТЫЧКИ — в Калужской области наименование красного угла. CХИМА (греч. σχημα — вид, форма) — 1. ангельский образ, особый чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую схиму, последняя предполагает затвор в монастыре и исполнение более строгих обетов. Возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. 2. монашеское облачение. СЫРНАЯ СЕДМИЦА — см. масленица СЮЖЕТ (франц. sujet — предмет) — конкретное художественное воплощение основной темы произведения. ТАБЛЕТКА (франц. tablette) — современное наименование икон, основой для которых служит не доска, а загрунтованный холст (ср. цка холстяная). Наиболее известны т. н. «новгородские таблетки» — небольшие двусторонние иконы XV в. на загрунтованном холсте из Софийского собора Новгорода Великого.
ТАЙНАЯ СТОРОНА — см. тая. ТАУСИНЫЙ (прил.) (от греч. ταως — павлин) — переливчатый темно-синий цвет. ТАЯ, тайная сторона — затененная часть изображения. ТВОРЕНИЕ КРАСОК — приготовление красок из сухого пигмента и основы. ТВОРЁНОЕ ЗОЛОТО, серебро — перетертый в тонкий порошок металл, используемый в качестве краски. ТЕЛЬНИК — 1. рубаха, короткий хитон воина; 2. нательный крест. ТЕМНИЦА — место заключения. ТЕМПЕРА (итал. tempera) — краски, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.). ТЕМПЛОН (греч. τεμπλον от лат. templum — храм) — алтарная преграда раннехристианских и византийских храмов, представляющая собою ряд колонн с архитравом, на котором обычно располагались иконы; промежутки между колоннами до высоты 1,5 — 2 м заполнялись резными каменными плитами с орнаментом. В русской храмовой архитектуре темплон, называемый «тябло« развился в сплошную стену иконостаса. ТЕНИТЬ (от тень) — затемнять. ТЕОЛОГИЯ (от греч. Θεος — Бог + λογος — учение) — то же, что богословие. ТЕОФАНИЯ (греч. θεοφανια) — то же, что Богоявление. ТЕРЕВЕРДА, тереверза (от франц. terra verde — зеленая земля), празелень — природная земляная краска из закиси железа, магния, калия, натрия, с обязательным содержанием кремнезема и глинозема. ТЕРЕВЕРЗА — см. тереверда. ТЕРПЕНТИН (терпентинное масло) — сосновая живица, смесь ароматических углеводородов — терпенов и природных примесей. Используется как разбавитель красок и в качестве основы смоляных лаков. ТЕРЩИК — специалист по растиранию красок. ТЕССЕРА (от лат. tesserae — кубик, плитка) — кубик из цветного камня, смальты или иного материала для мозаичных работ. ТЕТРАМОРФ (греч. τετραμορφος — четырехвидный) — традиционное обозначение небесных существ (ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (Иез I, 4-25). Крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.
ТОЛКОВНИК — в иконописи то же, что толковый иконописный подлинник. ТОЛСТИК, толстуха — жирная железистая охра красноватого оттенка. ТОЛСТУХА — см. толстик. ТОНДО (итал. tondo — круглый) — произведение живописи, написанное на основе круглой формы. ТОНИРОВКА, тонирование — подцветка поверхности художественного произведения (или его материалов), придание требуемого оттенка. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ — праздник, отмечаемый в первое воскресенье Великого поста, в память окончательного восстановления почитания икон.
ТРАВЩИК — мастер по изображению орнаментов (трав). ТРАНСЕПТ (от лат trans — за + septum — ограда) — см. неф. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ — см. Государственная Третьяковская галерея
ТРИХЕЙРУСА (греч. τριχειρουσα) — см. Троеручица
ТРОЕРУЧНИЦА — см. Троеручица
ТУНИКА — женская и мужская прямая узкая одежда с рукавами. У женщин под грудью перехватывалась кожаной полосой. В иконописи туника служит одеждой Богоматери, императоров и придворных. В тунике с клавами часто изображается младенец Христос. ТУРСКИЙ — турецкий. ТЬМА, тма 1. отсутствие света 2. числительное — десять тысяч. ТЯБЛО (через греч. τεμπλον (произносится «те́блон») — ограда в храме (см. темплон) от лат. templum — храм) — балка, деревянный поперечный брус, на который устанавливались ряды икон. Тябловый иконостас — ранний тип устройства иконостаса. | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |