23

постюбилейное

Ещё одни праздники миновали. Очередной юбилей победы оказался никому не нужен, кроме ВВП для очередного поднятия рейтингов. Отныне Путин - наш президент, после успешно проведенной ину... инау... тьфу! Язык сломаешь! Вся церемония прошла, похоже, по сценарию и в декорациях Михалкова (см. "Сибирский Цирюльник" и найди 10 отличий).

Попалась мне в лапы игрушка "DX Ball-2". Если кто не в курсе - это ездящей снизу экрана битой отбивается шарик, который разбивает фигурные стены из разноцветных кирпичей. Ну не в этом суть, просто меня эта игра натолкнула на очередное недовольство устоями мира. На этот раз мне встали поперёк горла устройства ввода-вывода компьютера. Все эти ваши мыши и мониторы - жутчайшая ошибка природы. Из-за чего так сложно играть в такую простейшую игру? А вот давайте посмотрим, о чём я не задумываюсь, когда убиваю время за этим идиотским занятием. Мотивация к моим действиям - разбитие кирпичей. Я должен помнить, что кирпич исчезает, когда по нему попадает шарик. Шарик летает по своим законам, о которых мне тоже необходимо знать и предугадывать поведение шарика. Чтобы шарик не упал, его нужно отбивать битой. Бита ездит по своим собственным правилам. Управляю я ей с помощью мыши, перемещая её по столу. Слежу же я за монитором (кирпичи+шарик+бита+падающие бонусы). Добавьте сюда постоянное изменение правил, когда ловятся бонусы и постепенное нарастание скорости игры и уже сложно справиться с, казалось бы, простым делом.

И, между прочим, практически такие же вещи приходится держать в голове при любой работе на компьютере. Одно из самых странных устройств связи с пользователем - мышь. Тебе она нравится? С ней удобно работать? Мне нет. Разрабатывалась она от принципа "как проще сделать", а не "как удобно". Во-первых, конструкция: надутый кусок пластика. Какой бы конструкции ни была мышь, она внутри пустая. Вся начинка уместилась бы в 3-5 раз меньшем объёме. Можно возразить, что это сделано для удобства и с учётом эргономики. Какая тут к чертям эргономика, если я управляю мышью малоподвижным и малопригодным для мелких точных действий запястным суставом. Чутким же и подвижным пальцам отведено тупо нажимать на двухпозиционную кнопку. Не убедительно? А попробуй запустить Пэйнтбраш и, хотя бы, расписаться в нём с помощью мыши. Не получится. Результат будет неудовлетворительным и с первого раза, и со сто первого. Сделать это попросту невозможно. Или попробуй как можно точнее провести мышь вот по этой, понимаешь, загогулине. Сколько усилий и внимания это от тебя потребует! Кроме того, сама идея мыши в корне гнила: мало того, что ей водишь по столу, а результаты видны совсем в другом месте - на мониторе (попробуй как-нибудь написать хотя бы пару слов, контролируя свои действия через зеркало, аналогия полная), но и не глядя на монитор невозможно сказать где в данный момент находится указатель мыши, ибо перемещения мыши относительны и это на абсолютном экране! Разрабатывал её идиот, а использует весь мир. Да ещё и довольны, вот какой крутой дивайс! А теперь представь, что творится у тебя в мозгах, когда ты крутишь бегунок скроллера на этой странице: не глядя на стол ты судорожно глазами ищешь маленькую кнопочку перемотки на скроллере и пытаешься совместить указатель (пойнтер, курсор) мыши с этой кнопкой, пересчитывая в мозгу относительные перемещения запястья в абсолютные движения курсора в вертикальной плоскости монитора. Попав на желаемое место, ты нажимаешь кнопку "вниз" и в это время в другом месте экрана текст начинает ехать вверх. Всё это нужно держать под контролем, и как здесь не свихнуться?

Теперь о мониторе. Нелепая конструкция времён ламповых компьютеров. Кому-то в голову пришла идея посмотреть на сигналы компьютера на имеющемся в распоряжении осциллографе. И вот эти самые осциллографы начали победоносное шествие по миру, сметая всё на своём пути. Что хорошо в лаборатории, чтобы быстро увидеть изменение сигнала не есть хорошо для пользователя. Ему нужно удобно и красиво. Самосветящаяся электронно-лучевая трубка отстойна по своей природе. Ну не должен экран светиться, глаз не привык к долгому и пристальному вглядыванию в светящиеся предметы, а тем более к такому обману, как моргание кадровой развертки. Добавь к этому значительный вес и габариты при резко ограниченной полезной площади экрана, вред наносимый здоровью пользователя и окружающей среде и целую кучу различных технических и технологических ухищрений, на которые вынуждены пускаться производители, чтобы хоть как-то улучшить уже доведенную до грани идею ЭЛТ и ты получишь полное представление об отстойности самой идеи построения монитора на этих принципах. Если уж делать экран в двух измерениях, то надо искать иные физические принципы, оставив пучок электронов для лабораторий. Отталкиваться надо от белого листа, книги, газеты. Таким же белым, освещаемым сторонним источником света и с контрастным изображением должно быть устройство вывода информации. Белый плоский лист, на котором меняются изображения.

Вернёмся к мыши. Какая есть альтернатива? Художники давно используют графические планшеты, или, как у нас иногда их называют, "вакомы", не смотря на фирму производителя. Это уже не относительное, а абсолютное устройство. Каждая точка планшетки соответствует точке на экране, а пером вполне можно расписаться или выполнить другие мелкие точные движения (очень удобно в графических редакторах). Дело за малым - подложить под планшетку экран компьютера, получив полную аналогию с листом бумаги и карандашом. В этом случае пользователь будет видеть и то, что он делает, и то, как он это делает, нажимая именно в те точки экрана, которые ему нужны (а не ища их на мышином коврике на столе). Ты можешь возразить, что существуют различные конструкции сенсорных экранов (как у некоторых станков с ЧПУ), а "световое перо" давно кануло в лету. Да, согласен, но конструировалось это всё людьми, мало думавшими над удобством, а больше над себестоимостью, технологичностью и т. п. Да и технологии в те времена были немного пожелезнее. Менять же никто ничего не хочет. Проще придумать новую форму мыши с пятью лишними кнопками и трубить по всем углам, что это новое слово в науке.

Альтернативой двумерным устройствам отображения и ввода информации со временем могут стать трёхмерные устройства "виртуальной реальности", но там разнообразных проблем хоть отбавляй, поэтому вытеснить мышь с ЭЛТ-монитором они долго ещё будут не в состоянии. Хотя в виртуальном мире можно сразу реализовать принцип "куда нажал - там и зашевелилось".

Мы живём в неправильном мире.



Часть 2, в продолжение 1

Теперь, исходя из принципа "куда нажал - там и зашевелилось" посмотрим на интерфейс хотя бы Несусветского Линковизора, по поводу которого было столько телячьих восторгов. Что от него требуется: выдавать на экран набор ссылок в удобной и компактной форме и давать краткую информацию по каждому из пунктов при выборе и перед переходом по нужной ссылке.

Итак, на экране неупорядоченный набор ничего не говорящих кнопок. Кнопки не собраны в жесткую таблицу, а свободно насыпаны на страницу. Отсюда сразу вылезает недостаток: положение каждой конкретной кнопки задано не жёстко, а меняется в зависимости от размеров окна. Некоторым посетителям проще запомнить не картину на кнопке или её цвет, а положение. Например, вторая в третьем ряду. Здесь так не получится и каждый раз приходится искать заново. Что же делает жабаскрипт в линковизоре? При наведении указателя мыши на выбранную кнопку в маленьком квадратике сверху появляется скриншот страницы, в строке под ним выводится название, а в строке статуса браузера появляется адрес ссылки. То есть, пользователь сначала ищет взглядом нужную кнопку (которую он должен запомнить по цвету, рисунку или надписи), следит за мышью на столе, за указателем мыши на экране, картинкой в квадратике, надписью под ним, адресом снизу окна... Столько задач одновременно должно крутиться в голове при проведении столь простого действия. Не сложновато ли?

Линковизор сделан не для удобства посетителя, а для показа своей крутизны.

размещено у Несусвета Йови, реликтовый гоминид. Copyright © 2000

Hosted by uCoz