Недавно совершенно случайно попалась в книжном магазине переводная американская книга о лабиринтах. Увидев на иллюстрации фигуру, чем-то похожую на виденные мною на Соловках лабиринты, книгу купил, но после прочтения первых глав разочаровался, книжка не сто́ит серьезного внимания (поэтому не привожу здесь имени автора и выходных данных). Автор по сути рассказывает лишь о двух типах лабиринтов - «критском» и «шартрском», причем история о том, как современная американская семья по какой-то прихоти на участке рядом с домом делала лабиринт из совершенно американского материала - угля от жаровен барбикю , занимает места чуть ли не больше, чем все вместе взятые древнейшие скандинавские лабиринты. Впрочем, в древности которых автор сильно сомневается, так по его мнению лабиринты на территории СССР у Белого моря сооружены от скуки (?) заключенными или солдатами в 50-х гг. XX в. То, что на тех же Соловках к 1939 г. лагерь и тюрьма ликвидорованы, а в дореволюционных монастырских книгах можно найти не только описание лабиринтов на Большом Заяцком острове, но и попытку датировки их 1702 г., связав их появление с визитом на архипелаг Петра I, автор, конечно же, знать не мог (или не хотел), как и «официальной» музейной датировки 2-1,5 тысячелетием до н. э. Хотя библиографический список, приведенный в конце, должен внушать уважение, а стиль изложения максимально популярен (разжеван до совершенно непотребного состояния), у меня, как у читателя, осталось ощущение обмана своих ожиданий.
Как бы то ни было, вынес из книги два момента: попытку автора разграничить поле значений слова «лабиринт»: оказывается, в английском есть два слова, подпадающие под русский аналог - «лабиринт». Первое - maze, неловко переданное переводчиком своим вторым значением - «путаница». Это лабиринт-загадка с разветвлениями и тупиками. Второе слово - собственно labyrinth, явно заимствованное из греч. λαβυρινθος, значение слова размыто и, как и в русском, перекрывает maze, но автор предлагает считать просто лабиринтом изображение (сооружение), не несущее явной загадки, путь по лабиринту хоть и сложен, но однозначен, в нем для достижения цели не нужно принимать решений, а только двигаться вперед. Именно такие лабиринты расположены на Соловках и именно о них я безрезультатно хотел узнать из книги. Казалось бы, книга о лабиринтах - самое место дать определение слову «лабиринт», но автор изворотливо обходит этот момент. Что такое «лабиринт» от него не добьешься. Вероятно, четкое определение можно дать из топологического подхода, но влезать в науку у меня (видимо, как и у автора) нет никакого желания.
Вторая вещь, вынесенная из книги - рисунок «критского» лабиринта, подписанный «самый простой возможный лабиринт». Немного порисовав его на листке бумаги, не соглашусь, что это именно минимально возможный лабиринт, его можно сокращать и он (в моем интуитивном понимании) останется лабиринтом. Возможно автор имел в виду, что это минимально возможный «критский» лабиринт. Хотя ни определения, ни критерия «критскости» автор тоже не дает, но действительно при дальнейшем упрощении пропадет пересечение линий, крест, как яркая часть схемы лабиринта.
Опытным путем выяснил, что мне ближе «нестандартный» «левый» вариант, когда первый виток после входа в лабиринт осуществляется по часовой стрелке (чаще встречают «правые» зеркальные отображения). В моем кривоватом воспроизведении лабиринт выглядит так:
Смотрится, вроде бы, сложновато, но, если проследить не за «стенками», а за направлением «дорожки», то устройство становится понятнее: «дорожка» совсем по-змеиному извивается несколько раз вокруг своей «головы».
Да и «стенки» на самом деле не сложны, если поделить их на составляющие. Вдруг оказывается, что сравнительно сложная картинка лабиринта сложена из двух простых разнонаправленных спиралей, вложенных одна в другую и имеющих только одно пересечение - тот самый «критский» крест.
Можно нарисовать прямоугольный лабиринт с шириной «дорожек», равной ширине «стенок», т. е. витки лабиринта плотно без пропусков наматываются друг на друга. Если принять ширину «дорожки» за единицу, то габариты лабиринта составят 15×14.
При небольшом усложнении схемы путь внутри лабиринта получается интереснее: «дорожка» не только чередует направление витков, но и меняет центробежное и центростремительное перемещения, то удаляясь от центра, то приближаясь к нему. Вход ведет сразу на довольно глубокий внутренний виток, но все равно пока не обойдешь все, в т. ч. и внешние витки, до центра не доберешься. Кстати, размерность такого прямоугольного лабиринта 31×28.
Именно такой лабиринт, но в «круглой» форме можно увидеть на античной серебряной монете V-IV в. до н. э. Три буквы внизу на самом деле должны быть наверху, монета на рисунке перевернута, чтобы «вход» располагался снизу, как и на картинках выше. Буквы эти - греческие ΚΝΩ - Кнос, древняя столица Крита. Именно Крит был известен благодаря Лабиринту, месту заточения легендарного Минотавра. К Минотавру отправляли партиями жертв из числа подвластных Криту народов и никто не мог (до Тесея, воспользовавшегося помощью Ариадны) выбраться из Лабиринта.
Лабиринт стал настолько раскрученным критским брэндом, что его изображения помещались на монетах. Очевидно, Минотавр должен был помещаться в самом центре Лабиринта, изображенного на монете, а жертва, двигаясь виток за витком, непременно попадала бы к нему в лапы. Это, конечно же, не план настоящего Лабиринта, но это некая «идея лабиринта». Никаких загадок, тупиков и развилок. Только один безальтернативный и безошибочный путь.
На известной настенной надписи (граффити) в Помпеях изображался такой же лабиринт (в «прямоугольной» форме, со входом сверху) с подписью: «Лабиринт. Здесь обитает Минотавр»
Тот же (да, практически, двойник) лабиринт встречается у кельтов на Британских островах.
Для путешесвия по такому Лабиринту не нужна бы была никакая нить Ариадны. Доро́га длинна, изобилующа поворотами, но однозначна. Заблудиться невозможно. Скорее сам лабиринт можно сравнить со свернутой нитью.
Беломорские и карельские лабиринты сходны по конструкции («стенки» сложены из валунов), но различаются размерами и, главное, схемой. Есть там и простые спирали (интуитивно к лабиринтам не относящиеся), и более сложные образования. И «критская» схема там - не самая редкая.
Ну а «стенки» критского лабиринта также можно рассматривать, как совокупность двух кривых, пересекающихся в единственной точке.