ВЫШЕ
Ножевая мастерская

Нож "Ножевой мастерской" Василия Козлова и Алексея Кукина

Название на сайте производителяВНЕШНЯЯ ССЫЛКА: "Пионер"
Нож от Ножевой мастерской
а. Нож, ножны
Нож от Ножевой мастерской
б. Нож, ножны
Нож от Ножевой мастерской
в. Нож, ножны
Нож от Ножевой мастерской
г. Нож, ножны, вид с обуха
Нож от Ножевой мастерской
д. Клинок
Нож от Ножевой мастерской
е. В паре с "нэркой"
Нож от Ножевой мастерской
ж. Нож в руке
Характеристики (мерялись линейкой):
Максимальная длина ножа, мм~217
Длина клинка (конец клинка - середина рукояти), мм105
Наибольшая ширина клинка, мм~22
Наибольшая толщина обуха, мм~3
Длина рукояти (по средним точкам), мм~110
Наибольшая ширина рукояти, мм~20
Материал клинкаУглеродистая Волновая Сталь
Материал рукоятиРог буйвола, нейзильбер, кап вавоны

Алексей Кукин
Алексей Кукин. Фото с сайта www.knifemaker.ruВНЕШНЯЯ ССЫЛКА

На сентябрьской части осенней выставки "Клинок" задержался на стенде "Ножевой мастерской". Алексей Кукин, не жалея густой бороды, демонстрировал каждому встречному фокусы: перерубание волоса на весу и после этого снятие стружки со специально припасенного гвоздя. Сто́ит отметить, что след, хотя и небольшой, на режущей кромке демонстрационного булатного ножа таки остался после череды показов, но мне до того стало жалко растительность на лице Алексея, что не смог не приобрести один из ножей.

Маленькая стремительная финочка, вроде бы, без особого изыска, но вполне законченой, можно даже сказать отточенной формы так и просилась в руки.

Клинок формой похож на исторические русские (и вообще северные) ножи, коих много в экспозициях различных историко-краеведческих музеев. При этом прямой клин от обуха, по обуху тоже клин от 3 мм у рукояти на нет к острию (см. фото в, г). В сочетании с довольно узким клинком все это дает очень малый вес. Клейма мастера на клинке не обнаружено, так что персонально ответственного за сие художество определить сложно. Материал не совсем обычен: "Углеродистая Волновая Сталь" или "УВС" - активно раскручиваемое коммерческое название нового старого материала. Как я понял из общения с Нэркой, просто "ВС" - это химически сталь Х12МФ, но с узорами. Логично предположить, что УВС - нечто похожее, только ржавеющее. И действительно, здесь выбрана давно известная в ножевом мире подшипниковая сталь ШХ15. Рисунок и вправду получился похож на нэрковский (см. фото е), о природе же этого рисунка пускай спорят любители словесных баталий: то ли неоднородности структуры образованы особой секретной обработкой материала, то ли они присущи некоторым сталям изначально, то ли вообще никаких макроскопических структур в толще материала не существует, а рисунок в буквальном смысле нарисован - вытравлен на поверхности. Мне как потребителю все равно! Свойств даже обычной ШХ15 мне хватит за глаза, в "легендарном" материале привлекает возможность приобщиться к "древним секретам", либо к "новейшим технологиям", а "УВС" предлагает и то, и другое. Как бы то ни было, заточка ножа отменная, в разрезаемый материал нож просто проваливается, ножом буквально можно бриться, волосок щетины сам отскакивает от лезвия. Сталь и правда углеродистая: в яблоке клинок заметно темнеет.

Рукоять подстать клинку: простых, но отточенных форм и забавных материалов. Сама рукоять из "капа вавоны". Звучит и выглядит необычно (см. фото ж). На самом деле дерево ботанически называется Секвойя Вечнозеленая (Sequoia sempervirens) (да-да, та самая американская секвойя), ее древесина, прямая, ровная и красивая именуется "калифорнийским красным деревом", древесина корней имеет более причудливый рисунок, а уж наросты на корнях кучерявятся красно-оранжево-янтарными разводами, пятнами и "глазами". При всем при том деревяшка тоже довольно легкая. Через проставочку из нейзильбера (сереброподобный сплав медь-никель-цинк) рукоять переходит в темный блестящий материал, напоминающий наощупь теплый пластик. На самом деле (как обещал Алексей) это рог буйвола. По форме рукоять плавно расширяется от ширины клинка до головки (которой (головки) в принципе-то и нет, просто срез под углом). В сечении везде одинакова - почти овал. На роговой вставочке нужно отметить очень важные срезы - две небольшие плоскости, спускающиеся к бокам клинка (см. фото г): вроде бы, незначительная деталь, но с ними нож становится управляемее и информативнее (этому помогает грани между плоскостями срезов и овалом рукояти). В руке нож лежит очень уверенно, нож легкий и верткий. Баланс правильный: центр масс где-то на уровне нейзильберовой полоски.
Валерий Вегера
Валерий Вегера. Фото с сайта vvknives.narod.ruВНЕШНЯЯ ССЫЛКА

Ножны известного мастера - Валерия Вегеры: средней толщины кожаный чехол, отформованный по ножу, один шов со стороны обуха. Нож утапливается в ножнах до 2/3 рукояти и держится только за счет трения. Для пущей "хэндмэйдовости" на лицевой части ножен выполнен эксклюзивный этнический орнамент из неровных ромбов. Цвет и фактура кожи попадает в стиль вавоновой рукояти. Для меня новым стал подвес с колечком: раньше Валерий делал подвес из раздвоенного ремешка, проходящего в три отверстия ножен; теперь же это одна широкая полоса с петлей, в которую вставлено металлическое колечко и к которому, в свою очередь, крепится собственно подвес (см. фото а). Петля подвеса свободно поворачивается по колечку, поэтому нож на ремне будет висеть свободнее, принимая любой угол при приседаниях, наклонах и т. п. Т. е. нож будет меньше мешать движениям и сам при этом надежнее защищен от потери.

Легкая проверка

Нож после работы
з. Нож после работы
Нож после работы
и. Нож после работы

Пришло время попробовать ножик в несложной работе. В период осенних заготовительно-консервных работ нужно было порезать ведро сладкого перца. Это, конечно, не тестирование стойкости режущей кромки, но по удобству (эргономичности) уже показательно.

Клинок для подобной работы подходит замечательно: бо́льшая длина сделала бы клинок менее подвижным, меньшей не хватило бы для уверенного реза. Довольно узким жалом легко вырезать гнилые места и прочие дефекты плодов. Прямым тонким клином просто приятно резать.

Рукоять вполне удобна и, главное, универсальна: перехватывать можно как угодно, овал в сечении ни с какого края не мешает. Немного мягковат материал рукояти, очень скоро при частом использовании ножа ручка потеряет выставочный лоск, покрывшись царапинами и потертостями.

Сильнее всего овощная работа сказалась на узоре клинка: разводы перестали быть видимыми, а клинок интересно окрасился (см. фото з, и): от острия по всему лезвию на нет идет светлый чуть матовый участок, далее - темно серый, у рукояти становящийся блестящим. За небольшое время прямо на глазах нож из выставочного превратился в "бывалый". ВЫШЕ

Nesusvet, nesusvet@yandex.ru

Hosted by uCoz