ВЫШЕ
Jukka Hankala

Нож с клинком Jukka Hankala

название клинка на сайте производителя: Lastu
Hankala Lastu
а. Комплектующие
Hankala Lastu
б. Подгонка прокладки под больстер (клинок в цвете абсента)
Клинок Hankala Lastu
в. Подгонка больстера
Больстер и хвостовик Hankala Lastu
г. Несоответствие отверстия больстера хвостовику клинка
Дерево венге
д. Отпиливание бруска
Дерево венге
е. Сверление и растачивание отверстия под хвостовик (вид с обоих торцов будущей рукояти)
Надфили
ж. Инструменты
Поксипол
з. Эпоксидка
Приспособление
и. Вклеивание клинка, эрзац-струбцина из журнала и веревки
Клинок, вклеенный в заготовку рукояти
к. Клинок, вклеенный в заготовку рукояти
Обработка рукояти
л. Обработка рукояти
Обработка рукояти
м. Обработка рукояти
Пропитка рукояти
н. Пропитка рукояти

О производителе

Юкка Ханкала (Jukka Hankala)

На клинке скромно красуются две латинские буквы: JH - Jukka Hankala. Юкка Ханкала - знаменитый кузнец из финского города Икаалинен (Ikaalinen), делает традиционные и авторские клинкиКлинок: посмотреть определение в Словаре по ножам из сталей и дамасковДамаск (дамасская сталь): посмотреть определение в Словаре по ножам, а также производит замечательные ножи в народном стиле.

Клинок

Клинок формами явный финн, но в то же время у Юкки виден авторский подход к традиционному пуукко. В сечении - неполный ромб. Спуски на 2/3 ширины - прямой клин, оставшаяся треть ширины также "завалена" в сторону обухаОбух: посмотреть определение в Словаре по ножам. Изначально толстый клиночек и смотрится полегче, да и на самом деле легче чем пластина со спускамиСпуски: посмотреть определение в Словаре по ножам или клин от обуха. Обух, кстати, скруглен, но с оставленными ровными гранями в месте встречи с боковыми плоскостями клинка; вообще подобные мелочи выдержаны с замечательной тщательностью, мне выдержать такой стиль точно не удастся. Образованное на месте встречи спусков "ребро жесткости" на коротком клинке вряд ли работает, но зато чувствуется какая-то приобщенность к длинномернымДлинномер: посмотреть определение в Словаре по ножам мечам и кинжаламКинжал: посмотреть определение в Словаре по ножам. ХвостовикХвостовик: посмотреть определение в Словаре по ножам длинный, даже, пожалукй, чересчур, хватит на любую рукоять и еще останется, только вот в сечении тот же ромб, стандартный готовый больстерБольстер: посмотреть определение в Словаре по ножам с V-образным вырезом не совсем подходит, обидно, а делать с нуля не из чего, да и ромбическую (вернее, шестигранную) дырочку проковырять непросто.

У клинка есть название, разные типоразмеры клинков Юкки носят разные имена, этот самый мелкий из семьи именуется Lastu, что, насколько я понял, по-русски значит "щепка", "лучинка". Ну щепка так щепка.

Заводская заточка замечательна: бреет так, что волос сам отскакивает, как будто испугавшись лезвия, бумагу шинкует в любых направлениях тонкими ленточками.

Материал - "silver steel" ("серебряная сталь"), на сайте Юкки Ханкалы говорится только, что это "tool steel" - инструментальная сталь. По некоторым данным это ни что иное, как австрийская Böhler K510 (DIN 115 CrV 3, 1.2210), процентный состав:
C1,18 Cr0,7 V0,1

Комплект поставки

Составные яасти будущего ножа заказывались на сайте finka.ru (есть и возможность заказа деталей при много более богатом выборе прямо из Финляндии, на www.brisa.fi). Помимо клинка Lastu Юкки Ханкалы заказан латунный больстер (с V-образным отверстием, не совпадающим с хвостовиком клинка, будут щели). Между латунью и деревом проставочка из листового материала, больше напоминающего, честно говоря, твердый картон. Кусок дерева неплох, темный в полоску венгеВенге: посмотреть определение в Словаре по ножам, африканская ценная порода, чем-то похожая на палисандр. Умеренно твердое, умеренно тяжелое. Ну что ж, попробуем венге. Ну и завершает комплект латунная же пимпочка для расклепки в ней хвостовика. С этим у меня сомнения: хвостовик-то твердый, не расклепается он. А отпускать страшно: как-то он поведет себя... Наверное, вклею хвостовик без заделки кончика, обрежу за-под лицо и всех делов.

Изготовление

Нож собирается в буквальном смысле на коленке, без инструментов и приспособлений. Единственный примененный электроинструмент - дрель, с помощью которой просверлено отверстие в рукояти под хвостовик клинка. При этом не было даже тисков, только руки и та же коленка.

  1. Подгонка больстера и проставки. Первым делом покрутил в руках детали (см. фото а.), единственное, что можно попробовать сделать сразу - примерять хвостовик клинка отверстию в латунном больстере. Не подходит: хвостовик в сечении - вытянутый шестиугольник, больстер с V-образым вырезом. Понять форму сечения хвостовика можно было бы подогнав отверстие в листе плотной бумаги/картона последовательными подрезаниями-примерками. Я же сразу взял зеленый материал для проставки под больстер (благо его куплено довольно много, не страшно промахнуться) и вырезал в нем ножом необходиное отверстие. Подогнав проставочку, сравнил форму отверстия в ней и в больстере, стало ясно где сколько латуни снять. Но даже после подгонки остались значительные щели со стороны хвостовика (со стороны клинка щели почти полностью прикрыты клинком) (см. фото г.). Ну ничего, потом заполним эпоксидкой.
    Инструменты: проставка резалась ножом (Опинель-7 vri), больстер - ромбическим надфилем.
  2. Художества. Параллельно с ручными работами велись творческие изыскания: рисовался клинок в натуральный размер, линия хвостовика, пририсовывались различные рукояти. Для пущей похожести нарисованная рукоять вырезалась и выкидывалась из листа, полученный "трафарет" накладывался на брусок дерева, приставлялся клинок. В профиль получалось полное впечатление готового ножа, разве что не пощупаешь. После долгих мучений наконец-то решил, что ничего рисовать не нужно, буду действовать как скульптор: взять глыбу и отсечь лишнее. Единственное, с чем пришлось определиться - с длиной будущей рукояти, этот параметр критичен.
    Инструменты: бумага, карандаш.
  3. Отпиливание бруска. П. 2 дал нам длину будущей рукояти. Почему это критично? Дело в том, что далее предстоит просверлить рукоять повдоль, это сложная операция и тем сложнее, чем длиннее брусок. Поэтому лучше сразу обрезать заготовку до нужной длины (см. фото д.).
    Инструменты: ножовка по металлу.
  4. Сверление отверстия под хвостовик. Хвостовик у клинка Юкки Ханкалы толщиной миллиметра 3-4, ширина много больше, хвостовик сужается от лезвия к концу, кроме того есть заметный "винт" - скручивание хвостовика по длине. Нам нужно получить отверстие, в которое эта железка войдет, поэтому постараемся просверлить заготовку 4-мм сверлом, а потом расширить дырочку надфилями. Такого длинного свела еще поискать, поэтому приходится сверлить в два приема: с одной и другой стороны. Вертикального сверлильного станочка в кармане у меня не нашлось, поэтому сверлил дрелью. Даже без тисков. На коленке. Сперва намечаем центр одного из торцев рукояти (проводим диагонали крест-накрест), берем небольшое сверло чуть меньшего диаметра и сверлим как можно ровнее выдерживая вертикаль. Меняем сверло на как можно более длинное, закрепленное в патроне за самый кончик и досверливаем на всю длину сверла. Берем заготовку, вставляем что-то длинное и прямое в отверстие (в моем случае это тонкий надфиль), прикладываем линейку вдоль оси надфиля, проводим линию до второго торца заготовки. Так по всем четырем граням заготовки. Соединив линии на втором торце получим в перекрестии приблизительную точку, куда приходит наше пока глухое отверстие. Из этой точки досверливаем отверстие навстречу, контролируя направление по осям, начерченным на боках рукояти.
    Инструменты: Электродрель, сверло на 4 мм.
  5. Разделка отверстия. Отверстие тоненькое, хвостовик широкий и сложной формы. Берем надфиль и... понимаем, что держать его неудобно - не хватает длины рукояти. Берем старую авторучку, отрезаем пишущий элемент, вставляем надфиль, расклиниваем клинышком из спички, фиксируем изолентой (см. фото ж.). Вот теперь к работе. Довольно долгое и неприятное, оказывается, дело: не видно где и что там в темной глубокой дырочке не дает войти хвостовику. Тем не менее, все вполне реально и через некоторое время в заготовке просматривается аккуратный канал, отвечающий сечением хвостовику (см. фото е.).
    Инструменты: узкий квадратный надфиль, плоский надфиль.
  6. Выравнивание плоскости торца заготовки. Получив тугое отверстие для хвостовика мы замечаем, что плоскость, в которой больстер (тоже туго посаженный) находится по отношению к клинку, не совсем параллельна обрезу заготовки рукояти. Между больстером и рукоятью с одной из сторон узкая щелочка. Проще не пилить больстер, а чуть подснять торец заготовки. Этим я и занялся при помощи напильника. Заодно и решил приклеить больстер к клинку, дабы после работать с одним целым клинок-больстер. В качестве клея куплен эпоксидный двусоставный Poxipol (см. фото з.).
    Инструменты: Плоский напильник.
  7. Подготовка хвостовика ко вклеиванию. Для того, чтобы хвостовик клинка крепче держался в рукояти, на нем сделано несколько насечек по граням. Надфилем выбрал неглубокие выемки.
    Инструменты: надфиль.
  8. Вклевание клинка. Быстро замесить двухкомпонентный Поксипол (см. фото з.) и, пока не засох (10 мин), промазать заготовку рукоти и хвостовик, плотно прижать и ждать. Здесь можно помечтать, как хорошо было бы, если бы под руками было специальное приспособление вроде пресса-струбцины для нагружения вклеиваемого клинка, но, раз мы собираем на коленке, приспособление у нас тоже "коленочное": упираем конец клинка в толстый глянцевый журнал, а рукоять притягиваем несколькими оборотами плоской веревки (см. фото и.). В таком виде оставляем нагруженное изделие до высыхания (по инструкции, максимальная твердость достигается через сутки). Если 24 часа ждать невмоготу, можно заглянуть что у нас получилось (см. фото к.): клинок надежно вклеен в брусок, наконец-то появилось поле для настоящего творчества.
    Инструменты: "палитра" и "шпатель" из упаковки Поксипола, толстый журнал, веревка.
  9. Образование формы рукояти. И здесь никаких электроинструментов, тем более, что решено работать без эскизов. Форма "вынимается" из прямоугольного бруска ножом (см. фото л.). Для твердой древесины хорош небольшой прочный KJ Erikson, один из моих повседневных ножей. Резать придется довольно долго, но это самая творческая часть в изготовлении ножа из готового клинка. Обратите внимание, как на фото "укутан" клинок. Плотная бумага, обмотанная изолентой защищает, во-первых, резчика (т. е. меня) от случайного контакта с острым лезвием, заточенным Юккой Ханкалой, а во-вторых, сам клинок предохраняется от повреждения, если вдруг, к примеру, при вырезании рукояти нож соскочит на клинок. Эриксон здесь себя проявил прекрасно: "выгрызание" с нуля, из бруска твердого дерева не привело к сколько-нибудь заметному изменению режущей кромки: нож и после работы продолжал резво резать бумагу.
    Инструменты: твердый прочный нож.
  10. Доведение формы рукояти. После грубой работы ножом настала очередь обработки напильником и надфилями. Пилилось до тех пор, пока не стало удобно. Образовалась площадка для большого пальца на спинке рукояти, объемное брюшко с резким ступенькой переходом к спинке, головка крючком. Такой формы не задумывалось, она появилась сама, пусть и внешне не вполне соответствует клиночку, но удобна. Больстер немного ушел от первоначального овала, чуть площе со стороны обуха и вытянутей в сторону лезвия, край "завален" фаской.
    Инструменты: напильник, надфиль.
  11. Шлифовка повехности. Шлифовка не доведена до конца, видимо, форма рукояти не окончательна, поэтому с финальной отделкой поверхности не усердствовал. Легкая обработка шкуркой сделала дерево очень гладким, выпускать такое из рук не хочется.
    Инструменты: наждачная бумага.
  12. Пропитка рукояти. Последняя операция в изготовлении собственно ножа (а есть еще и ножны). В зверски разорванную банку из-под пива (см. фото н.) вливается пищевое льняное нерафинированное масло без каких-либо добавок. Банка ставится на электроплитку и нагревается до состояния, когда масло начинает заметно "бродить", но не кипеть. Рукоять полностью до больстера окунается в теплое масло, плиту можно выключить, т. к. горячий "блин" электроконфорки остывает очень медленно. От рукояти по мере нагрева начинают подниматься мелкие пузырьки воздуха. Как только пузырьки начинают идти ленивее, рукоять достается и протирается. Поверхность рукоятки немного остывает и ее снова можно опускать в банку с маслом, пузырьки снова весело бегут. После нескольких повторений при доставании из масла горячая рукоять натирается кусочком натурального пчелиного воска и снова опускается в масло, так повторяется еще несколько раз. В результате вглубь дерева должно попасть жидкое масло, а в более тонкий наружный слой - более густое масло с воском, воск должен "залепить" поры, чтобы после рукоять не "пила" воду. В результате пропитки дерево изменило цвет, стало практически черным. Теперь нужно немного подождать, пока пропитка окончательно впитается, подсохнет и полимеризуется.
    Инструменты: электрическая плита.

Что получилось

Что же вышло в результате - см. далее ДАЛЕЕ ВЫШЕ

Nesusvet, nesusvet@yandex.ru

Hosted by uCoz