ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
ВЫШЕКомпозиция иконы Симона Ушакова «Успение Богоматери» реферат. Валюшок Алексей.

Симон Ушаков ярчайший представитель Оружейной палаты. Икона «Успение Богоматери», написанная в 1663 году, занимает особое положение в творчестве мастера. Данная работа посвя-щена анализу композиционных особенностей памятника, занимающее пограничное положение между старым и новым искусством.

Симон Ушаков — царский иконописец XVII века

В искусствоведческой литературе тема русской иконописи XVII века представлена весьма широко и многообразно. Справедливо отмечено, что иконописцы XVII века, не отвергая традици-онные методы письма и оставаясь горячими приверженцами старой школы, испытывали влияние новых веяний «фряжского» искусства и привносили в традиционные каноны иконописи новое со-держание. Искусство XVII века исследователями оценивается в целом как противоречивое.

Симон Ушаков ярчайший представитель этой эпохи в Оружейной палате, ставшей своеоб-разной «академией художеств», где талант многочисленных мастеров своего дела был в опреде-ленной степени свободен в выборе средств и приемов письма.

В рамках выбранной темы мы не будем останавливаться на биографических сведениях об иконописце, а также его роли в деятельности Оружейной палаты. Это темы других изысканий. За-дача данной работы: проанализировать композицию иконы «Успение» Симона Ушакова, рассмот-реть связь памятника с исторически сложившейся школой московской Оружейной палаты и новые живописные идеи, нашедшие отражение в данной иконе.

Время создания иконы «Успение Богоматери» Симона Ушакова

Икона «Успение» была написана Симоном Ушаковым в 1663 году. В каталоге Государст-венной Третьяковской галереи приводятся сведения о том, что она происходит из иконостаса церкви Успения Флорищевой пустыни (40 км от Мстеры). После строительства каменного собора икона находилась в местном ряду иконостаса и имела богатую ризу. После 1918 года икона нахо-дилась в Историко-художественном музее города Владимира. Раскрыта была в 1930 году в Цен-тральных государственных реставрационных мастерских, так как за период своего бытования пре-терпела несколько записей. После реставрации, с 1934 года находится на хранении в ГТГ.

Традиционные приемы

Икона Симона Ушакова «Успение» написана по старому иконографическому изводу, но с новыми деталями и разработками, соответствующими духу времени.

В центре композиции — усопшая Богоматерь, лежащая на высоком ложе со скрещенными на груди руками. За ложем возвышается фигура Христа, держащего душу Богоматери, которая представлена в виде младенца, закутанного в желтые пелены с тонкими красными нитями. У ложа располагаются апостолы и святители, еще дальше — иерусалимские жены. Перед ложем Богома-тери изображается сцена «Отсечение рук нечестивого Авфонии». Слева, рядом с апостолом Пет-ром стоит светильник. Вверху в славе Христа чуть намечены художником Силы небесные в виде архангелов. Венчают славу три огненные серафима. Справа и слева располагается архитектура. В самом верху — сегмент неба, раскрытые врата рая, готовые принять душу Богоматери.

В композиции иконы «Успение» Ушакова традиционно расположены лишь несколько апо-столов, их местоположение одинаково в большинстве икон этого сюжета и совпадает с изображе-ниями данных персонажей в иконе «Успение» из Успенского собора Московского Кремля.

Композиционное построение иконы

Композиция иконы замкнута, развивается по кругу, внутри которого симметрично распо-ложены фигуры. Здесь все соответствует единому направлению, заданному художником. Само ложе Богоматери дважды подчеркивает круг: внизу композиции — верх ложа, покрывало с за-кругляющимися концами, даже приподнятое изголовье чуть скруглено. Движение круговой ком-позиции в данной иконе идет справа налево и применяется для усиления акцентов внутри круга, в котором развивается своя геометрически правильная схема построения персонажей. Смысловым центром композиции, говоря геометрическим языком, здесь является равно-бедренный треугольник, образующийся при помощи ложа с лежащей Богородицей и мандорлы, в которую идеально вписана фигура Христа с душой Богородицы. Остальные персонажи данного сюжета акцентируют внимание зрителя на главных лицах, образуя правильные линии. Таким об-разом, склоненные головы апостолов образуют два симметричных полукружия, которые сходятся в одной точке, а именно — на ложе Богородицы. Если проследить направление линий книг Свя-щенного писания, которые держат в руках святители, то становится ясно, что они указывают на вертикаль композиции — фигуру Христа с душой Богородицы на руках.

Можно отметить традиционные приемы изображения, повсеместно применявшиеся в рус-ской иконописи с момента ее возникновения вплоть до конца XVII века. Перспективные построе-ния в иконе «Успение» Симона Ушакова соответствуют традициям древнерусской живописи.

Изображение пространства

Прежде всего, это наиболее устойчивый способ передачи глубины пространства, когда ближние предметы или фигуры заслоняют более отдаленные. Это хорошо видно на примере групп апостолов, где нимбы стоящих у ложа Богоматери частично перекрывают апостолов, стоящих за ним. Здесь также применяется еще один прием изображения, когда более удаленные предметы кажутся приближенными к линии горизонта, т.е. удлиненные предметы или фигуры располагаются выше близстоящих фигур. На этой иконе все четыре святителя изображены выше апостолов, за которыми они стоят.

Живописец чутко относится к соотношению величин в композиции. Крупная фигура Хри-ста возвышается в центре. Она увеличивается и оптически, за счет многочисленных склоненных фигур апостолов. Еще в качестве примера можно сравнить размер радиусов нимбов Христа, Бого-матери, апостолов и святителей. Соответственно нимб Спасителя больше остальных, после него следует нимб Богородицы, а нимбы остальных персонажей одинаковой величины. Мы видим, что масштабным выделением нимба художник показывает место персонажа в композиции и в иерар-хическом порядке иконы.

Мастер следит за согласованностью движений действующих лиц, особенное внимание он обращает на руки. В выразительных жестах передаются неуловимые оттенки переживаний, и раскрывается суть события.

Изображение архитектуры

Архитектурные строения написаны в обратной перспективе, она дает возможность худож-нику увеличить размеры удаленных частей предметов. Архитектура изображена с разных точек зрения, в результате чего появляется «разворот» на зрителя. В иконе «Успение» идет сознательная архаизация элементов композиции.

Таким образом, проанализировав композиционные и перспективные построения в данной иконе, можно отметить соответствие иконы «Успение» древнерусским традициям и иконографи-ческим традициям XVI века. Икона «Успение» была написана для монастырского храма и тем са-мым уже была ориентированна на его архитектуру, отсюда и композиция — монументальная, ос-новательная. Симон Ушаков считался признанным рисовальщиком, ведь в Оружейной палате он выполнял рисунки и разрабатывал композиции для всех заказов — основу каждого произведения.

Новаторстово Симона Ушакова

Несмотря на то, что икона «Успение Богоматери» написана в середине XVII века и Симон Ушаков уже создал свою особенную школу письма, но эта икона отличается от его предыдущих, да и последующих работ. Можно сказать, что она занимает пограничное положение между старым и новым искусством. Здесь на архаичную основу положена стилистика нового, XVII века. Так как в то время к новшествам царских изографов Оружейной палаты духовные лица относились с не-которой осторожностью, а заказ поступил для монастырского храма и образ «Успения Богороди-цы» был нужен монахам для моления и почитания, то вероятнее всего, мастер взял за основу ико-ну предыдущего столетия. Об этом говорит традиционная иконография, пропорции, композиция иконы.

На крепкую основу, веками сложившуюся иконографию сюжета, Симон Ушаков, склоняясь к традициям древнерусской живописи, добавил некоторые живописные и композиционные прие-мы своего времени. Главный иконописец Оружейной палаты не мог написать икону, не поддава-ясь влиянию своего времени, в живописных моментах он остался верен себе.
Из библиотеки Несусвета


Hosted by uCoz