ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
ВЫШЕПсковская школа иконописи. Луговцева Ксения.

Древнерусская живопись — одна из самых высоких вершин мировой культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас. В древней Руси ее живопись была доступна всем, она воплощала слово, образ христианского вероучения. Живопись приближала человека к истине слова, к глубине вероучения.

Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. “Образ” по-гречески — икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.

Данная работа посвящена отдельным самостоятельным изображениям на доске. На огромных просторах Российского государства сложилось несколько школ иконописи, одна из них — псковская. Особенности этой школы и составили предмет исследования данной работы.

Задачами работы были:

Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в 13 веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.

В 16 в. Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи. Псковский искусствовед И.Родникова пишет: “... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением”.

Иконопись Пскова близка к новгородской школе, это объясняется тем, что новгородская живопись приобрела общерусское влияние, а Псков долгое время являлся “ младшим братом “ Новгорода.

Новгородские мастера умели виртуозно распоряжаться всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая сдержанность, даже суровость.

Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. Выполненный нами геометрический анализ подтверждает это. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда поэтична.

По мнению искусствоведа М.Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды: 1-й — древнейшая иконопись, которая датируется концом 13 — первой половиной 14 вв; 2-й — конец 14 — 15 вв; 3-й — 15 — середина 16 вв.; 4-й — середина 16 — конец 16 вв. Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

Нами проанализированы иконы “Богоматерь Одигитрия” начала 14 в., “Мученица Ульяна” второй половины 12 в., “ Спас Елеазаровский” середины 14 в., “Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом” второй половины 13 в., “ Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна”, “Собор Богоматери” начала 15 в., “Рождество Христово” 16 века и некоторые другие. Что же отличает псковские иконы? Это особый способ обработки доски для иконы; особый драматический образный строй икон; использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего; применение красок только из местных материалов; “включенность” персонажей в события, изображенные на иконе; интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания — вот что передавали псковские мастера с исключительной проникновенностью; свобода письма.

Традиции псковской школы иконописи не пропали. В наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре, созданные о. Зиноном. Имя отца Зинона стало символом совершенной иконописи, безусловной приметой возрождения всего православного искусства. “ Поелику совершенно утрачены живые духовные традиции, — говорит о. Зинон, — а об уровне нашей собственной духовности и говорить не приходится, то и обращаться к образам, какие дал, например, 15 век, — не имеет смысла. Идти надо к истокам нашей духовности через освоение Византийской иконы...”

Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них — образец.

Сегодня мы разучились доверять слову, оно как бы обесценилось под давлением средств массовой информации. По мнению о. Зинона “ только образ сегодня еще способен убедить человека и быть средством его духовного единения”.

Литературы:

  1. Барская, Н.А.1993. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Москва
  2. Вагнер, Г.К., Владышевская Т.Ф. 1993.Искусство Древней Руси. Москва
  3. Живопись Древней Руси 11 — начала 13 века.1982. Ленинград
  4. Псковская икона 13 — 16 веков.1990. Ленинград
  5. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.1981. Москва
  6. Современная православная икона.1994. Москва

Луговцева Ксения
9 класс, 18 школа г. Псков
Научный руководитель: Харлашова Е.В.

Hosted by uCoz