ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
НАЗАД ВЫШЕ КАТАЛОГ ВПЕРЕД Почи Бог в день седьмый прорись - образец
просмотр изображения...
50.33kB, 379x510px

Одна из самых спорных иконографических композиций. Вопрос о ее правомочности ставил еще дьяк Висковатый[1] в 1550-х гг. Конечно же, изображена не та же самая композиция, о которой говорил дьяк, прорись из собрания Филимонова датируется XVIII в. Споры разгорелись вокруг четырех (помимо прочих) икон, написанных на одной доске псковскими иконописцами Останей и Якушкой для Московского Благовещенского собора. Это были: "Почи Бог в день седьмый", "Единородный Сын", "Придите людие, Триипостасному Божеству поклонимся" и "Во гробе плотски".

Подробных описаний иконографии я не встречал[2], поэтому попытаюсь сам передать что изображено на прориси (возможно это будут лишь досужие домыслы):

Икона четко разделена на две части: миры горний и дольний. Меж ними граница двумя полуволнами - небо (наше "физическое" небо со звездами в трех уровнях, Солнцем и Луной, скользящими по полуволнам). Центр композиции - [неизобразимый?] Господь Саваоф, возлежащий на Своем ложе в седьмой день Творения (в виде Старца, Ветхого Деньми по пророческим видениям). В одной руке у Него чаша [Господу свойственна жажда?], другая приподнята в благословляющем жесте, направленном к одному из ангелов, окружающих Господа. В трех концентрических сферах изображены девять чинов ангельских. В четырех треугольниых языках - символы евангелистов (практически повторена композиция Спаса в Силах). Над Господом Саваофом в сиянии, повторяющем формой Его осьмиконечный нимб изображен голубь, как символ Святаго Духа. В отдельном круглом медальоне, изображенном поверх ангельских сфер - поясной образ Богоматери Знамения.

Слева [для зрителя] от ангельских сфер в мандорле изображено Распятие на груди у коронованного Господа Саваофа [подпись "САВАОФ"], восседающего на троне (т. н. Распятие в лоне Отчем). Между Отцом и Сыном - Голубь в сиянии (Святой Дух) [Распятие - Троица]. Тело Распятого прикрывают ангельские крылья. [подобная композиция Распятия вызывала множество споров, происходит явно из западноевропейской мистики]

В правой [опять же для зрителя] мандорле обнаженный человеческий образ с осьмиконечным нимбом и ангельскими крыльями, прикрывающими наготу. Из ангельских сфер к Нему обращается еще раз изображенный Господь Саваоф [подпись "САВАОФ"] с таким же осьмиконечным нимбом. По всем признакам, в мандорле образ Бога Сына - Ангела Предвечного Совета [подпись на прориси неразборчива].
Обе мандорлы заполнены изображениями херувимов и серафимов. Вокруг в разных позах ангелы группами и поодиночке. Некоторые (изображенные более крупно [а средний, так вообще чуть не больше возлежащего Господа, отвернулся от Него]) держат в руках зерцала (возможно, это архангелы, почитаемые поименно).
Явно выделяется средь ангелов изображенный слева прямо стоящий с гордо поднятой головой (остальные в почтительном поклоне) ангел в воинских доспехах и свитком в руке [архистратиг Михаил?] (по-моему, в другой руке не хватает какого-то оружия - меча или копья: рука приподнята к груди и сжата в кулак).

Внизу - мир дольний, исторический. Земля изображена в виде неправильной формы острова, омываемого со всех сторон рекой [Океаном?]. С четырех сторон [подписаны стороны света: слева внизу "СЕВЕРЪ", справа "ЗАПАД", вверху слева "ВОСТОК", справа "ЮГ"] - летящие ангелы, трубящие в трубы. Слева от земли [вне земли?] сцены, происходившие в Раю: Сотворение Евы (характерно, что над Евой летит ангел с орудиями страстей, возможно, символ искупления первородного греха через Распятие); Изгнание из Рая [?] (Предвечный Ангел обращается к Адаму и Еве во вратах Рая). В пределах земли изображаются такие события: Адам нарекает всем зверям имена (изображены медведь, конь, волк, олень, лев, телец, монстр со звериной головой, крыльями и змеиным хвостом, слон, верблюд); Ангел, посланный Богом вручает Адаму и Еве какое-то орудие труда с длинной рукоятью [лопату?]; Каин, подстрекаемый крылатым диаволом, убивает брата Авеля; Адам и Ева оплакивают Авеля [и все эти беззакония творятся, пока Бог, устав, почил на одре Своем?].


[1] см. Николай Андреев. О «ДЕЛЕ ДЬЯКА ВИСКОВАТОГО». читать

[2] об этой иконографической композиции упоминал Федор Буслаев в некоторых своих работах:


CopyLeft © 2002 by Несусвет
Hosted by uCoz