ГАЛЕРЕЯ ИКОН ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК ПО ИКОНОПИСИ БИБЛИОТЕЧКА ПО ИКОНОПИСИ РЕФЕРАТЫ ПО ИКОНОПИСИ ИКОНОПИСЬ В СЕТИ
НАЗАД ВЫШЕ КАТАЛОГ СОСТАВ КОЛЛЕКЦИИ ДАЛЕЕ Мученик Христофор. Вторая половина XVII в.
просмотр изображения...
21.33kB, 187x460px

Христофор (греч. Χριστοφορος - носящий Христа) - мученик, проповедовавший и пострадавший в Ликии ок. 250 г. До крещения звался Репрев, крещён антиохийским епископом - мучеником Вавилой.

Икона из собрания музея Ростовского Кремля изображает мученика псоглавым. По преданию, Христофор был очень красив, но, дабы избежать соблазнов, упросил Господа обезобразить свою внешность.

Есть группа теорий, связывающих происхождение образа Христофора-кинокефала (псоглавца) с географическими названиями, например с местностью Киноскефалией (возвышенности в Фессалии, Греция, к северо-западу от Фив). Еще одна версия происхождения данной иконографии предполагает ошибку в прочтении слова "cananeus" ("хананит") как "собачий". Версий с ошибками, например, в буквальном прочтении символических имен существует множество. У разных авторов встречаются такие предположения: описание ужасной внешности "звероподобный" воспринято буквально; сравнение с символом верности - собакой постепенно переросло в объединение образа с символом, проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был "всадником с собачьей головой") и т. п.

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени "псоглавцев" - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времен.

Иногда можно услышать о Христофоре не с собачьей, а с лошадиной или иной головой, как на росписи в Раифе СМОТРЕТЬ или Ярославле СМОТРЕТЬ. По-моему, эти описания не соответствуют действительности, Христофор изображается псоглавцем, но сочетание собачьей морды и человеческих волос создают у современного удивленного наблюдателя впечатление лошадиной гривы.

Иконы Христофора "с песьею главою" вместе с некоторыми другими "спорными" иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как противные «естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой СМОТРЕТЬ. Старообрядцы продолжали (и продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет "господствующей церкви" лишь подтвердил и усилил это почитание.

В католической церкви пошли еще дальше русского Синода и в 1969 г. всякое упоминание о Христофоре было исключено из церковного календаря.

Христофор. Гравюра, 1423 г.
Св. Христофор, гравюра, 1423 г. Приводится по: Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. СПб.: Тропа Троянова, 2002.-342с.-Илл.
В Западной Европе Христо-фор дословно изображается Христа-несущим - гигантом с Младенцем-Христом на плече, переносящим Его через реку. На одной из древнейших европейских гравюр на дереве Христофор представлен именно так. Один из атрибутов Христофора - процветший жезл (аналогия с ветхозаветном жезлом Аарона). Такой же жезл с листвой можно увидеть и на греческих иконах Христофора-кинокефала СМОТРЕТЬ. По одной из западных легенд Христофор был великаном, искавшим себе самого сильного хозяина, сперва пошел на службу царю, затем понял, что царь боится дьявола, а дьявол - Бога. По совету отшельника берется переносить путников через реку, дабы послужить этим Богу. Однажды, перенося младенца, Христофор на середине реки ощутил невыносимую тяжесть, словно он несет целый мир. Оказалось, что Младенец - Сам Христос и Христофор нес не только целый мир, но и его Создателя.
CopyLeft © 2000-2005 by Несусвет

Hosted by uCoz