![]() ![]() ХАЛКОПРАТИЯ — ремесленный район Константинополя, известный храмом Богородицы. С халкопратийским храмом связывается один из иконографических типов Богоматери без Младенца. ХАРИЗМА — см. благодать.
ХВОЩ — травянистое растение, используемое для окончательной шлифовки и полировки поверхности левкаса. Выхвощить — обработать с помощью хвоща. ХЕРУВИМЫ — см. ангелы. ХИЛАНДАР — православный монастырь на Афоне. С Хиландаром связывают некоторые чудотворные иконы Богородицы, например, Троеручицу. ХИНТИ — см. индиго ХИРОТОНИЯ (греч. χειροτονια — положение рук, голосование поднятием рук) — см. рукоположение. ХИТОН (греч. χιτων) — нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины. Стяжной хитон — означает тканый с украшениями-полосами, квадратами, с определенной «выработкой», то есть не прямой, не гладкий. ХЛАМИДА (лат. chlamidis — плащ) — короткий прямоугольный отрезок плотной ткани, скрепляемый на плече, одежда путешественника и воина. ХЛЕБНЫЙ МЯКИШ Размятый в руках до почти полной потери клейкости мякиш ржаного хлеба может применяться в золочении для переноса листового (сусального) золота на поверхность произведения и для снятия излишнего золота, попавшего на места, не обработанные клейким составом. ХОЛСТЯНАЯ ЦКА — см. цка холстяная. ХОЛУЙ [хо́луй] (от фин.-уг. возвышенное место на болоте) — ранее слобода, ныне поселок городского типа в Южском районе Ивановской области на реке Тезе. Первые упоминания относятся к XVI в. C XVII в. становится одним из традиционных центров иконописи. С 1930-х гг. иконопись вытеснена лаковой миниатюрой.
ХРАМ (др.-рус. хоромы — дом, строение) — дом молитвы, специальное здание для отправления богослужения. Главный храм епархии, города называют собором, в нем служит местный архиерей. Православный храм делится на три основные части: притвор, собственно храм и алтарь, отделенный иконостасом. ХРАМОВАЯ ИКОНА — 1. икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма. В иконостасе обычно расположена в местном ряде, вторая справа от Царских Врат, после иконы Христа; 2. в противоположность домовой моленной иконы, икона, предназначенная для размещения в храме. ХРЕБЕТ — боковая сторона (торец) иконной доски. ХРИСТОС — см. Иисус Христос ХРОМОВАЯ ЗЕЛЕНАЯ — неяркая краска зеленого цвета, окись хрома. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ — эпитет Богородицы. В восточной иконописной традиции наиболее полно раскрывается в композиции Предста Царица одесную Тебе, в западной — в теме коронования Богоматери.
ЦАРЬ СЛАВЫ — иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой. ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем
ЦАРЬГРАД — см. Константинополь ЦАТА [ца́та] (др.-рус. цята от лат. centus — мелкая монета) — металлическое украшение в форме перевернутого полумесяца, прикрепляемое обычно своими краями к нижним концам венца на окладе иконы и прикрывающее грудь персонажа. ЦВЕЧЕНИЕ золота и серебра — художественный прием в иконописи, аналог глассировки в живописи: покрытие золоченой или посеребреной поверхности прозрачной краской, для придания желаемого оттенка. Краски для цвечения обычно замешивались на живице, разбавляемой скипидаром.
ЦИАН — см. киан ЦИНГЯРИ — то же, что ярь веницейская ЦИНКОВЫЕ БЕЛИЛА — краска чистого белого цвета, окись цинка. ЦИНКОВЫЕ ЖЕЛТЫЕ — краска желто-зеленого оттенка на основе сложных хромовокислых солей цинка. ЦИРОВКА (от нем. zieren — украшать) — инструмент иконописца, затупленная игла, употребляемая для соскабливания краски, положенной по позолоченной поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента. ЦОКОЛЬ (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. ЦКА, дцка (от слав. доска) то же, что доска. Цка холстяная — кусок полотна, покрытый (чаще всего с обеих сторон) левкасом, на котором пишется икона (ср. доска). | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |