![]() ![]() ПАВОЛОКА — ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. ПАЛАТКИ (мн. ч.) — уменьшит от палаты (см.)
ПАЛЕМКА — инструмент левкащика, деревянный шпатель для накладывания левкаса. ПАЛЕОЛОГОВСКИЙ РЕНЕССАНС — принятое у искусствоведов наименование периода расцвета византийского искусства, совпадающее со временем правления династии Палеологов (1261-1453 гг.). ПАЛЕХ — село (сейчас поселок городского типа) в Ивановской области, с XVII в. традиционный иконописный центр. В Палехе сложился особый стиль (т. н. "палехский пошиб") иконописи, отличающийся, тонкостью, "мелочностью" письма, декоративностью, вниманием к деталям вплоть до маньеризма. В 1920-х гг. иконопись Палеха вырождается в т. н. "палехскую лаковую миниатюру". Ныне палехский иконный промысел активно возрождается. ПАЛИЙ — длинная, опускающаяся до земли, без рукавов, с застежкой на вороте накидка преподобных, покрывающая собой подрясник и рясу, символизируя ангельские крылья. ПАЛИТРА (франц. palette — пластинка) — 1. инструмент художника, деревянная, фарфоровая, металлическая или иная пластинка для смешивания красок. (ср. шарница, вапница); 2. вся совокупность красок, использованная при создании художественного произведения. ПАЛИЦА — 1. холодное оружие ударного типа, дубинка; 2. в облачении архиереев и архимандритов четырехугольный плат с изображением креста или херувима. Носится на правом бедре как символ духовного меча. ПАЛЛАДИЙ (от Паллада — эпитет богини Афины) — переносное наименование святыни, приносящей славу.
ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette) — в искусстве орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пальмового листа. ПАНАХРАНТА — см. Всемилостивая ПАНИКАДИЛО (греч. — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. ПАНИХИДА (греч. παννυχιος — длящийся всю ночь) — богослужение, на котором совершается поминовение умерших.
ПАПЕРТЬ — внешний притвор храма, площадка перед входом в церковь, на которую ведут несколько ступеней. Символизирует духовное возвышение храма среди окружающего мира.
ПАРАМАН — см. параманд ПАРАМАНД, параман — деталь монашеского облачения, четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.
ПАРУС — в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах русского православного храма располагаются, как правило, изображения четырех евангелистов. ПАСТЫРЬ (от «пасти») — дословно — пастух. Иносказательно — священник, как наставник своей паствы. Добрый Пастырь — символическое именование Христа. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ — см. Добрый Пастырь ПАСХА (евр. — прохождение) — главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. ПАТЕРИК [патери́к] (греч.πατερικον от πατηρ — отец), отечник, отеческая книга — жанр аскетической литературы, сборник сборник изречений и (или) жизнеописаний св. отцов, обычно монахов одной области или одного монастыря. К наиболее известным относится Киево-Печерский патерик. ПАТИНА — 1. пленка на поверхности различных металлов и сплавов, возникающая в результате естественного окисления под воздействием окружающей среды, либо в результате искусственного процесса — патинирования. Предохраняет изделие от коррозии и имеет декоративное значение; 2. пленка различных оттенков, возникающая на поверхности олифы, либо незащищенного красочного слоя. ПАТРИАРХ (греч. πατριαρχης — родоначальник) — 1. глава, старейшина рода, родовой общины; 2. высший духовный сан Православной Церкви, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Патриаршество в России учреждено в 1589 г., заменено при Петре I коллегиальным правлением Синода, восстановлено 5 (18) ноября 1917 г. ПАТРОНАЛЬНАЯ ИКОНА (от лат. patronus — покровитель) — икона, на которой изображается заказчик или даритель иконы (ср. ктитор), либо тезоименный ему святой. ПАУЗА — узелок из редкой, обычно миткалевой, ткани, наполненный толченым углем, мелом или иным красящим порошком. Служит для перевода рисунка посредством припороха — периодического постукивания узелком по перфорированной прориси. ПЕЙЗАЖ (франц. paysage) — вид, изображение местности, элементов природы и архитектуры. ПЕЛЕНА — ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под икону. Часто украшена вышитым крестом или соответствующим иконе сюжетом. ПЕМЗА, пенса — камень, имеющий вспененную структуру. Употребляется как кусками (для шлифования левкаса), так и в порошке (в т. ч. для стирания неверных линий рисунка). ПЕНСА — см. пемза ПЕРВОСВЯЩЕННИК — глава и начальник ПЕРЕВОД — 1. переведенный на бумагу с живописного изображения графический рисунок, прорись; 2. оттиск рисунка с прориси на иконной доске. 3. Вид иконографической композиции. Перевод на отлип — получение перевода (в 1 знач.) при котором рисунок на иконе-оригинале обводятся красящим составом (обычно на основе сажи или киновари), который оставляет отпечаток на приклыдываемом листе бумаги. Сложный перевод — более сложная (из нескольких возможных) иконографических композиций ПЕРЕВЯЗЬ, портупея — широкий ремень, полоса ткани, перекинутая через плечо воина. ПЕРЕДНИЙ УГОЛ — см. красный угол ПЕРЕМАЛЕВКА — в иконописи второй слой в личном письме во "фряжской манере". Наносится сравнительно яркими красками для моделировки выпуклых частей тела и черт лица по светотеневому подмалевку. ПЕРЕНОСЬЕ — часть лика, переносица.
ПЕРЛЫ (мн. ч.) (ст.-рус. жемчуг) — 1. жемчуг; 2. в иконописи орнамент в виде цепочки светлых точек, иначе «жемчужник». ПЕРСОНАЖ (франц. personnage — действующее лицо, персонаж) — в иконописи изображаемая личность.
ПИВО (от пить) — слабоалкогольный напиток, изготовленный спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды. В иконописи может входить в некоторые составы. Сгущеное (выпаренное или вываренное) пиво применяется как клеевое связующее под листовое золочение. ПИГМЕНТ (лат. pigmentum — краска) — окрашенное химическое соединение обычно в форме тонкого однородного порошка, составляющее (в совокупности со связующим) живописной краски. ПИНЕН — органический растворитель класса терпентиновых углеводородов, основная составляющая скипидара, бесцветная жидкость с запахом хвои. ПИСЕЦ ИКОННЫЙ — иконописец. ПЛАВЬ — в иконописи жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави растушевываются. В личном письме применяется несколько слоев плави ПЛАТ — прямоугольный кусок ткани различного назначения. ПЛАТЕЧНИК — иконописец, специализирующийся в писании одежд. ПЛАФОН — живопись или декоративная роспись, исполненная непосредственно на поверхности потолочного перекрытия или на холсте, прикрепленном к перекрытию. ПЛАЩ — верхняя одежда из прямоугольного отрезка ткани, скрепленная запоной на плече или на груди. ПЛАЩАНИЦА (слав. от плащ, плат) — 1. погребальная пелена, материя, в которую обертывали тела усопших при погребении. Тело Иисуса Христа при положении во Гроб было обернуто плащаницей. 2. Полотно, используемое в церковном обиходе. Украшается живописными или вышитыми изображениями на темы погребения Христа. ПЛЕНТА — краска, вид охры. ПОБЕЛ (м. р.), побелка (ж. р.) — жидкость из клея и мела, наносимая на иконную доску перед левкашением. Побелять — наносить побел. ПОБЕЛКА — см. побел ПОВОЛОКА — см. паволока ПОВОЛОЧКА — наложение паволоки. ПОДБИВКА — в иконописи наложение полутонов плавью на изображение лица и обнаженных частей тела. ПОДЛЕВКАСКА (от левкас) — в реставрации восполнение утрат грунта иконописного произведения. ПОДЛИННИК — 1. собрание иконописных образцов, см. иконописный подлинник; 2. оригинал, авторское произведение в отличие от копии. Считается, что вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, т. к. указывает на Божественный первообраз, список обладает всеми свойствами «оригинальной» иконы. ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ, подлинник лицевой — см. иконописный подлинник ПОДМАЛЕВОК — первый слой красок, положенный на рисунок. См. также роскрышь ПОДОВЛАСКА — подготовительный тон для волос (обычно русых). ПОДОКЛАДНАЯ ИКОНА, подокладница — икона, чаще всего массового кустарного производства, на которой живописный слой присутствует лишь на местах, не закрытых окладом (лики, руки). См. также подфолежная икона. ПОДПАПОРОТКИ — см. папоротки ПОДПУСК, подпуст — клеящий состав под листовое золочение. ПОДПУСТ — см. подпуск ПОДРУМЯНКА — составная краска для наложения румянца (2). ПОДРУЧНИК — приспособление иконописца, небольшая скамеечка — упор для руки. ПОДФОЛЕЖНАЯ ИКОНА (от фольга) — дешевые иконы, покрытые окладом из тисненой фольги. Часто живописный слой наносился лишь на места не закрытые окладом. См. также подокладная икона. ПОДФУРНИК — см. фурильщик ПОЗЕМ (м. р.), позьма (ж. р.) — в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета — условное обозначение земли. Позем ковриком — позем, заполненный растительным орнаментом. ПОЗОЛОТЧИК — мастер по золочению, закреплению на твердой поверхности сусального золота. ПОЗЬМА — см. позем
ПОЛАТЫ (мн. ч.) — см. палаты
ПОЛИМЕНТ — красно-коричневый состав под листовое золочение. Состоит из красной глины, мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца. ПОЛИПТИХ (греч. — многосложный) — 1. несколько живописных произведений, связанных общей темой; 2. многостворчатый складень. Особый тип полиптиха — походная церковь.
ПОНОВЛЕНИЕ — совокупность приемов реставрации живописи, подход, направленный на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведения и полное воссоздание утраченных частей. ПОРНО (нареч.) — вовремя, в нужный срок. ПОРТАЛ (нем. portal от лат. porta — ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. Русскому православному храму свойственны арочные (т. н. "перспективные") порталы.
ПОРФИРА (греч.) — то же, что пурпур. ПОСКРЕБАНОЧКА — инструмент иконописца, род шпателя для разглаживания левкаса. ПОСОХ [по́сох] (от «соха« — подпорка, кол) — знак власти духовных пастырей — архиереев. Его прообраз — посох Моисея, дававший ему чудодейственную силу. ПОСТ — время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель — сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский — с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский — с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими — см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т. е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание. ПОСТЕЛЬНАЯ КАЗНА — личное хранилище великого князя (царя) в России 2-й пол. XV-XVII вв. (одежда, украшения, посуда, иконы, рукописи, архив). Находилась в ведении постельничего. ПОСТИЛ — слой краски. ПОСТРИГ — 1. обряд обрезания волос на голове верующих, совершаемое над новокрещаемым после крещения в знак служения Христу; над новопоставленным чтецом в знак служения церкви; над принимающим монашество. 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества, существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму ПОТАЛЬ — имитация сусального золота, тонкие листки меди, серебра или олова, употребляемые вместо позолоты с последующей тонировкой «под золото». ПОТИР (греч. ποτηριον — чаша, сосуд для питья) — церковная чаша со Святыми Дарами для причастия. Прообраз потира — чаша, которую Христос во время Тайной вечери передал Своим ученикам.
ПОЧКА — мера веса, 1/25 золотника. ПОШИБ — стиль иконного письма. В XIX в старообрядцы выделяли следующие пошибы: корсунский, сербский, киевский, новгородский, московский, костромской, устюжский, строгановский, бароновский, сибирский, монастырский, фряжский. ПОЯСОК — в архитектуре украшение в виде профилированного выступа, опоясывающего все здание на определенной высоте. ПОЯСНАЯ ИКОНА — икона, изображающая персонаж по пояс. ПРАВЕДНЫЕ, праведники — 1. святые, пребывающие не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни; 2. лица, местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью; 3. праведно живущие, поступающие по правде. ПРАЗДНИК [пра́зник] (через «праздный» (день) от «порожний» — пустой, т. е. нерабочий) — торжество, посвященное какому-либо событию. Православной церковью отмечаются праздники, установленные в память святых, событий Священной истории, и чтимых икон. Главный христианский праздник — Пасха, помимо ее особо почитаются двенадцать двунадесятых праздников и великие праздники. Различают неподвижные праздники, приходящиеся каждый год на одну и ту же дату, и переходящие, связанные с пасхальным циклом. Храмовый праздник, престольный праздник — праздник, в честь которого освящен престол данного храма. Иконы праздников составляют праздничный ряд иконостаса русского православного храма. «Праздники» — условное название группы праздничных икон. ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД, праздничный чин — один из рядов иконостаса русского православного храма. Обычно составляется из икон двунадесятых праздников, страстных икон, икон великих праздников и т. д. ПРАЗЕЛЕНЬ (от греч. πρασινη — зеленый) — краска неяркого зеленого цвета, зеленая земля, чаще всего на основе минерала глауконита. ПРАОТЕЧЕСКИЙ РЯД, праотеческий чин — верхний ряд высокого иконостаса русского православного храма. Составляется из икон праотцев. В центре располагается икона Новозаветной Троицы (Отечества). ПРАОТЦЫ (греч. προπατωρ) — предки Христа, начиная с Адама и Евы.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК (греч. οσιομαρτυς) — мученик из монашествующих. ПРЕПОДОБНЫЙ (греч. οσιος) — святой из монашествующих.
ПРЕСТОЛ — главная принадлежность алтаря, самое святое место в храме. На престоле таинственно, невидимо присутствует сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Престол Уготованный — то же, что Этимасия ПРЕСТОЛЫ — см. ангелы. ПРИДЫХАНИЕ — см. звательце. ПРИКРАС — 1. оттенок цвета; 2. тонирование (например, сусального золота). ПРИПЛЕСК — в иконописи один из верхних живописных слоев, лессировка темными красками, наложенными полупрозрачным слоем. ПРИПОРОХ — в иконописи рисунок, переведенный на поверхность грунта и состоящий из мелких точек красящего порошка, проникших в проколы на листе бумаги — сколки, нанесенных посредством паузы; а также процесс перевода рисунка через сколку на поверхность грунта. ПРИТВОР — крайняя западная часть храма, обычно отделяемая от средней его части глухой стеной. В притворе во время литургии стоят некрещенные и те, на которых духовником наложена епитимия. ПРИТЕНЕНИЕ — переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете. ПРИХОД — низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром. ПРИЧАЩЕНИЕ — таинство православной церкви, при котором человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (Ин. 6, 53-58), становится таким образом причастным ко Христу. Совершается архиереем или священником во время литургии. См. евхаристия. ПРИЧАЩЕНИЕ АПОСТОЛОВ — cм. евхаристия. ПРОБЕЛ (м. р.), пробелка (ж. р.) — 1. высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие божественного света (ср. ассист). В личном письме высветление называют, в отличие от пробела, охрением. 2. (только м. р.) Первый слой левкаса. ПРОБЕЛ В ПЕРО — пробел, исполняемый твореным золотом и серебром. Моделировка форм составляется из бликов (силок) и штрихов, идущих из силок попарно. ПРОБЕЛ В ЩЕТИНКУ — пробел твореным золотом и серебром, состоящий из основного блика и штрихов, исходящих из блика. ПРОБЕЛ ИНАКОПЬЮ — пробел, исполненный листовым (сусальным) золотом, закрепленным на поверхности живописи ассистом. ПРОБЕЛ КРАСКОЙ — пробел, выполненный краской поверх роскрыша. Обычно понятие применимо к высветлению в изображении одежд, где пробел наносится в три тона. Каждый последующий пробел светлее предыдущего, что достигается добавлением белил к краске роскрыша, либо к краске тона отличного от тона роскрыша (в технике дихлоризма). Часто последний пробел состоит из одних белил. ПРОБЕЛКА — см. пробел ПРОГРАФО — см. προγραφο ПРОПИСЬ — 1. нанесение белильных штрихов и линий, а также сами эти штрихи; 2. подправка красками отдельных участков первоначальной живописи при ее поновлении. ПРОРИСЬ (прорезь) — образец, контурный рисунок, выполненный, чаще всего, на бумаге и предназначенный для переведения контуров изображения при написании иконы. ПРОРОК (греч. προφητης) — провозвестник воли Бога, предвидящий и предсказывающий будущее. ПРОРОЧЕСКИЙ РЯД, пророческий чин — ряд высокого иконостаса русского православного храма. Составляется из икон пророков с текстами пророчеств. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже — Богоматерь с Младенцем на престоле. ПРОСКОМИДИЯ (от греч. προσκομιςω — приносить) — первая часть литургии — приготовление просфор и красного вина, их освящение и присуществление в Святые Дары. ПРОСКРЕБКА — инструмент иконописца — заточенная палочка из дерева твердых пород, предназначенная для снятия лишних или неправильно проведенных краской линий, либо для "проскребания" краски до позолоченного фона по рисунку орнамента. ПРОСФОРА (греч. приношение) — небольшой круглый хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста. В православном богослужении используется в таинстве причащения. ПРОТОГРАФ (греч. первый + пишу, черчу) — первоисточник иконографии, древнейший извод определенной иконографической композиции — оригинал для более поздних икон-списков. ПРОФИКАТЬ — см. фикать ПРОХОР С ГОРОДЦА — иконописец, сотрудник Феофана Грека и Андрея Рублева при росписи Благовещенского собора московского Кремля в 1405 г. Летопись называет Прохора старцем.
ПТИЧКА (местн.) — переносица. ПУРПУР (лат. purpura — пурпурная улитка), порфира — природное красящее вещество красновато-фиолетового цвета, приготовляемое из особого вида морских брюхоногих моллюсков. Одежда из ткани, окрашенной пурпуром — принадлежность монарха. ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА — см. Одигитрия. ПУТНАЯ ИКОНА — переносная икона небольшого размера, предназначенная для совершения молитв в пути. Ср. домовая икона. ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК — см. воск ПШЕНИЧНЫЙ КЛЕЙ — клей, приготовленный на основе клейковины пшеницы и других злаков. Применяется как связующее многих красок. ПЬЕТА (итал. pieta — милосердие) — в западноевропейском изобразительном искусстве сцена оплакивание Богороматерью Христа. Может быть близка по композиции иконам Положение во гроб и Не рыдай Мене, Мати ПЯДНИЦА — небольшая икона размером в пядь. ПЯДЬ — русская мера длины, равная 4 вершкам (17,78 см); расстояние между большим и указательным пальцами руки. РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. РАЗБЕЛКА — высветление краски добавлением белил. Разбелить — высветлить краску. РАЗГИБЧАТАЯ ИКОНА — створчатая, складная икона; складень. РАЗДЕЛКА — первые слои пробелов. РАЖГИЛЬ, раушгельб (нем. rauschgelb) — см. аурипигмент. РАЙ — эдемский сад, насажденный Богом на Востоке (Быт. II), место жизни первых людей до грехопадения; блаженное место пребывания душ праведных. РАЙСКИЕ ВРАТА — см. Царские Врата. РАКИ (греч.) — виноградная водка. Согласно греческим ерминиям, используется для создания лаков, при листовом золочении и т. п. РАМА ОКЛАДА — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только поле иконы. РАМЕНА (мн. ч., ед. ч. — рамо) — плечи. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО — искусствоведческий термин, обозначающий разные периоды. Для западноевропейского искусства раннехристианское искусство может ограничиваться VII в. Для восточного искусства это может быть синонимом искусства Византии. РАСКОЛЬНИКИ — именование старообрядцев официальной церковью. РАСКРЫТИЕ (иконы) 1. в реставрации — освобождение иконы от поздних наслоений до первоначального авторского красочного слоя; 2. в иконописи — наложение основных красочных тонов по площадям иконы в ходе роскрыши.
РАСТВОРЦЫ (мн. ч.) — см. створцы РАУШГЕЛЬБ, рашгиль (нем. rauschgelb) — см. аурипигмент.
РЕАЛЬГАР [реальга́р] — минерал оранжево-красного цвета, сульфид мышьяка AsS. Месторождения в Грузии, Якутии, Китае. Под действием солнечного света переходит в желтый аурипигмент. РЕВТЬ — см. рефть РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — группа элементов, объединенных по общему признаку, в составе множества. Например сложная многочастная композиция может разделяться на горизонтальные группы-регистры, расположенные друг над другом. РЕЗНОЙ ЛЕВКАС — левкас, обработанный углубленным рельефом (чаще всего под последующее золочение). РЕКОНСТРУКЦИЯ (лат. reconstructio — восстановление) — восстановление по сохранившимся частям или воссоздание по документам или аналогам утраченного фрагмента произведения, либо всего произведения в целом. РЕЛЬЕФ — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restauratio — восстановление) — восстановление, приведение к первоначальному (или близкому к первоначальному) состоянию произведения. РЕСТАВРАТОР — специалист, занимающийся сохранением и восстановлением произведений искусства. РЕФТЬ, ревть — краска черного или темно-серого цвета на основе елового угля и известкового молока.
РИЗНИЦА — особое помещение в христианских храмах, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная утварь; обычно располагается при алтаре. РИЗОПОЛОЖЕНИЕ — см. Положение ризы Пресвятой Богородицы
РОВИНСКИЙ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1824-1895) — российский государственный деятель, юрист, историк искусства, член-корреспондент, почетный член Петербургской Академии Наук и Академии Художеств. Собиратель и исследователь гравюры, лубка, икон. Составитель словарей русских граверов, гравированных портретов, иконописцев. РОДИМАЯ ИКОНА — см. мерная икона
РОЗЕТКА (от франц. rosette — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося круглого цветка. РОЗНИЦА — икона с изображением одного святого, однофигурная икона.
РОСКРЫШЬ — прием в палехской школе иконописи, первоначальное равномерное распределение красок по плоскости грунта. Аналог подмалевка в академической живописи. РОСПИСЬ — в иконописи прорисовка темными красками по роскрыши всех контуров изображения, в том числе складок одежд и прочего, с помощью тонких кистей. РОТОНДА (итал. rotonda — круглая) — круглое в плане здание. РОШКУЛЬ — см. кружало РТУТНАЯ КИНОВАРЬ — яркая красная краска, широко использовавшаяся в иконописи.
РУКОПОЛОЖЕНИЕ, хиротония — богослужение, во время которого совершается таинство священства — поставление в священнослужители. Существуют три чина рукоположения: в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев. РУМЯНЕЦ — 1. краска красного цвета; 2. красные оттенки в личном письме, например, на щеках и губах. РУЧНИК — см. рушник. РУШНИК, ручник (слав. — ручной) — камень, предназначенный для растирания красок на плите. РЫБИЙ КЛЕЙ — см. карлук. РЯБУШИНСКИЙ СТЕПАН ПАВЛОВИЧ (1874—1942) — российский предприниматель, банкир, представитель династии Рябушинских, собиратель икон РЯСА — у священников, преподобных, монахов и монахинь верхнее одеяние. РЯСОФОР (греч. — носящий рясу), рясофорный монах — монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. РЯСНО — 1. женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски; 2. подвески-украшения к венцу на окладе иконы. | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |