![]() ![]() В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ — именование чудотворного образа Богоматери. Прославление образа совершилось в Вятской губернии в 1863 г. 18-летний сын священника Владимир Неволин шесть лет был немым. После молебна перед келейной иконой, коснувшись ее устами, он заговорил. Перед святым образом молятся и для исцеления от других недугов: головных болей, паралича, немости и расслабленности. Празднование 19 ноября (2 декабря). ВАЙМА, ваймица — столярное приспособление, станок для сборки деревянных изделий. В вайме сплачивается и сжимается (в простейшем случае при помощи клиньев) многочастная иконная доска.
ВАКХ РИМЛЯНИН, мученик — см. Сергий и Вакх ВАП — см. вапа ВАПА (ж. р.), вап (м. р.) (от греч. βαφα — окраска) — краска, всякое красящее вещество. Писать вапно — многоцветно. ВАПНИЦА (от вапа) — 1. коробка или иное вместилище для красок. 2. то же, что палитра в знач. 1. ВАПНОЕ ПИСАНИЕ (от вапа) — живопись. ВАПНЫЙ КАМЕНЬ (от вапа) — минерал, пригодный для приготовления пигмента. ВАРЕНОЕ МАСЛО см. олифа ВАРЗИЯ (от греч. βερτζιυ — розовый цвет) — растительная краска красного цвета. ВАРИЯ, тупое ударение — знак ударения в виде надстрочной обратной запятой в церковнославянском письме. Ставится над ударной гласной, если на нее оканчивается слова. Ср. оксия ВАСИОТИССА — именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке. ВАСИЛИАНЕ — см. базилиане ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329-379 гг.) — святитель, один из отцов церкви С 362 г. — пресвитер, с 371 г. — архиепископ Кессарии Каппадокийской. Глава Ново-Никейской школы, борец с ересями. Память 1 (14) января. ВАТИКАН — город-государство (часть г. Рима), центр римско-католической церкви, резиденция папы. Площадь 44 га, население около 1000 человек. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ — вселенские соборы католической церкви, проходящие под покровительством папы в его резиденции в Ватикане. Первый собор проведен в 1869-70 г.
ВЕЙДА — то же, кто крутик в 1 значении. ВЕЛИЙ (прил.) — большой, великий. ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ — главные православные праздники, не входящие в число двунадесятых. К ним относят Обрезание Господне, рождество Иоанна Предтечи, праздники святых апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров пресвятой Богородицы. ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ — см. Архиерей Великий. ВЕЛИКИЙ ГЛАЗ — в иконописи (преимущественно XIX в.) изображение глаза в сфере или полусфере, как символа всевидящего Бога. См. также Всевидящее Око. ВЕЛИКОМУЧЕНИК (греч. μεγαλομαρτυρ) — мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.
ВЕЛЬМИ (нареч.) — очень, сильно.
ВЕНИЦЕЙСКИЙ (прил.) — имеющий отношение к Венеции. Веницейская ярь — краска ярко-зеленого цвета, ярь-медянка, привозимая из Италии.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — см. Вход в Иерусалим ВЕРВИЕ — длинный шнур, которым опоясывается престол поверх катасарки таким образом, чтобы шнур пересекался на каждой стороне престола, образуя кресты. ВЕРГЕТИС см. Эвергетида ВЕРЕЯ [верея] — косяк двери; столб, на который навешиваются створки ворот. ВЕРИГИ (мн. ч.) — оковы и цепи на теле, руках, ногах, носимые подвижниками-аскетами.
ВЕРТОГРАД [вертоград] — сад, огород.
ВЕРХ — в иконописи верхние одежды. Ср. испод ВЕРШОК — русская мера длины, равная 44,45 мм. ВЕТКА — местечко на реке Сож на территории Гомельской области Белоруссии. В XVII веке входила в состав Польши и находилась рядом с русской границей. На острове Ветка на реке Сож и в селе Ветка образовался центр русского старообрядчества, преследуемого на территории России светскими и церковными властями. К началу XVIII века Ветка стала одним из главных мест сосредоточения поповцев, которых в это время насчитывалось до 4000. В 1730-х и в 1760-х годах в Ветку направлялись войска для «выгона» староверов в Россию. Ветка была центром старообрядческой иконописи, здесь сложился особый стиль — так называемая «ветковская икона». С 1925 Ветка — город. ВЕТОШЬ — старая ткань, употребляемая в иконописи в качестве паволоки и в иных целях.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — первая часть Библии, собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р. Х.
ВИВИАНИТ — минеральный пигмент синего цвета класса фосфатов, Fe3(PO4)2*8H2O. Землистая разновидность минерала, также известная как синяя болотная руда, встречается в низинных торфяниках центральных районов России. Сперва белого или синеватого цвета, но через некоторое время по извлечении из породы приобретает более насыщенный синий цвет. Кристаллическая разновидность иногда называется керченитом (по месту добычи в Керчи). ВИКАРИЙ (лат. vicarius — наместник) — архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА — см. Лоза Истинная. ВИСКОВАТЫЙ Иван Михайлович, дьяк Висковатый (? — 1570) — русский государственный деятель, дипломат, подьячий и хранитель печати Посольского приказа. На соборе 1553 г. выступил против нововведений и западных заимствований в иконописи, решением собора осужден и временно отлучен от церкви (что, однако, не повлияло на служебное положение). Казнен в 1570 г. по обвинению в государственной измене. ВИССОН [виссон] — дорогая тонкая ткань, применяемая для одежд царей, священнослужителей и т. д. ВИТРАЖ — художественное произведение из цветного стекла или иного прозрачного материала, предназначенное для размещения в окне, двери, как самостоятельное панно и т. д. и рассчитанное на сквозное освещение. Витражи с религиозными сюжетами используются в католических храмах, особенно часто в период готики. ВИФЛЕЕМ (евр. — дом хлеба) — город в Иудее, близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (Мф II, 1-12, Лк II 1-7).
ВЛАСТИ — см. ангелы. ВЛАСЫ (мн. ч.) — волосы. ВЛАСЯНИЦА — одежда их грубой шерсти, служащая для «умерщвления плоти». Атрибут аскета. ВЛАХЕРНЫ — местность в северо-восточной части Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери и основанный в 451 году. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке. ВЛАХЕРНЕТИССА — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом. Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери-Оранты, поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма. ВОДКО (нареч.) — жидко. ВОДЯНАЯ БАНЯ — приспособление для контролируемого нагрева состава. Состоит из двух сосудов, помещенных друг в друга, больший из которых заполнен водой и нагревается внешним источником тепла. При этом внутренний сосуд не нагреется выше температуры кипения воды, что исключает перегрев и подгорание нагреваемого состава. Водяную баню применяют при приготовлении животных и растительных клеев.
ВОЗДУХ — название покровцов, которые возлагаются на дискос и потир.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ — воссоздание живописных изображений посредством написания их поверх потемневшей живописи, либо восполнение красками утраченных мест (реставрация с реконструкцией). ВОЛОЦКИЙ ИОСИФ — См. Иосиф Волоцкий
ВОЛЮТА (итал. voluta — завиток) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с глазком в центре. ВОНЯ — аромат, запах. ВОСК — жироподобное легкоплавкое аморфное полупрозрачное горючее вещество, вырабатываемое пчелами для постройки сот и состоящее, главным образом, из сложных эфиров высших жирных кислот и одноатомных спиртов. В церковной практике воск используется для изготовления свечей. Живопись красками на основе воска (восковая живопись) называется энкаустикой. Воск применяется для составления мастик, применяемых при реставрации икон, входит в состав некоторых покрытий и т. д. Восками также могут называться природные (животные, растительные, ископаемые) или синтетические вещества, схожие по свойствам с пчелиным воском.
ВОСЬМЕРИК — восьмиугольная в плане часть архитектурного сооружения. Обычно устанавливается на четырехугольное основание — четверик. ВОХРА — см. охра ВОХРЕНИЕ — см. охрение ВОЩАНКА [вощанка], восчанка — бумага или ткань, пропитанная воском. ВРАТНАЯ ИКОНА см. надвратная икона
ВРЕТИЩЕ [вретище] — убогая одежда из грубой ткани, рубище.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей в соответствии с установленной процедурой. Русской Православной Церковью признается основополагающими семь первых соборов: 1. Никейский (325 г.), 2. Константинопольский (381 г.), 3. Эфесский (431 г.), 4. Халкидонский (451 г.), 5. Второй Константинопольский (553 г.), 6. Третий Константинопольский (680-681 гг.) (иногда Пятый и Шестой Соборы логически объединяют в один Пятошестой Собор), 7. Второй Никейский (787 г.). На шестом Соборе рассматривались вопросы иконописи. Седьмой собор окончательно восстановил иконопочитание. ВСЕМИЛОСТИВАЯ, Панахранта — иконографический тип изображения Божией матери. Богоматерь восседает на престоле, держит Младенца на коленях. Из икон этого типа более всего известны Державная
ВСКУЮ — 1. зачем, почему, для чего; 2. напрасно, зря
ВЫВОРОТОК — в иконописи отворот, загнутый край одежды, пишется обычно в тоне, контрастном цвету наружной стороны ткани. ВЫХВОЩИТЬ — см. хвощ. ВЫШИВКА — украшение тканей, кожи, войлока и т. п. узором из нитей.
ГАЙТАН [гайтан] — шнурок, тесьма для ношения нательного креста, ладанки и т. д. ГАЛАКТОТРАФУСА — см. Млекопитательница ГАММА красочная (гамма цветовая) — ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественного произведения. ГЕЕННА ОГНЕННАЯ (от евр. — долина Еннома {географ. название}) — символ вечных наказаний в аду. В сюжетах на тему Страшного Суда изображается в виде огненного чудовища, извергающего пламя. ГЕMMА (лат. gemma) — произведение глиптики, камень с выпуклым (камея) или углубленным (инталия) резным изображением.
ГЕФСИМАНИЯ (евр. — масличная давильня) — сад близ Иерусалима, в котором Иисус Христос молился в ночь ареста (Мф 26,36-56; Мк 14,32-42; Лк 22,39-46; Ин 18,1-12). ГВЕНТЫ (мн. ч.) — в иконописи темные линии рисунка. ГВЕРСТА (ж. р.) — в иконописи песок, как нежелательная примесь в пигменте. ГИМАТИЙ — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. ГЛАЗ ВЕЛИКИЙ — см. Великий Глаз ГЛАУКОНИТ (от греч. γλαυκος — зеленоватый) — минеральный пигмент зеленого цвета класса силикатов, (K,Na)(Fe,Al,Mg)2(Al,Si)Si3O10(OH)2. Встречается исключительно в смеси с глинистыми и песчаными породами. Как самостоятельный минерал известен с 1828 г. До этого использовались краски на основе глауконитовых глин с названием «зеленая земля» и «празелень».
ГЛИПТИКА — искусство резьбы по камню. ГЛОБУС — приспособление иконописца — концентрирующая линза, шарообразный сосуд, заполненный водой, используемый для освещения рабочей зоны. ГЛУШИЦКИЙ ДИОНИСИЙ (1363 — 01.06.1437) — преподобный святой, основатель монастырей на р. Глушице (Вологодская обл.), иконописец. ГНОСТИКИ — см. гностицизм. ГНОСТИЦИЗМ (от греч. γνωστικος — знающий, познающий) — совокупность эзотерических религиозно-философских учений I-IV вв., объединяющих элементы христианства, иудаизма, политеистических религий, пифагорейства.
ГОЛОВЕНКА (уменьшит. от головня) — обожженный кусок дерева с заостренным концом, используемый в иконописи для нанесения контуров рисунка на левкас. ГОЛУБЕЦ — в иконописи голубая и синяя краска. См. также азурит, лазорь, лавра во 2-м знач.
ГОРАЗДЫЙ (прил.) — искусный, опытный в чем-либо. ГОРБЫЛЁК (уменьшит. от горбыль) — дешевый вид доски с выпуклой поверхностью, получаемый срезом наружней части бревна. Применялся при написании дешевых, обычно подокладных (подфолежных) икон.
ГОРОДОВЫЕ ИКОНОПИСЦЫ — иногородние иконописцы, вызывавшиеся (нередко принудительно) при проведении крупных работ. Ср. кормовые и жалованные иконописцы. ГОСПОДСТВА — см. ангелы. ГОСПОДЬ — одно из имен Божьих. По-иудейски Иегова (Яхве) (Быт. II, 4; Исх. III, 4-16 и др.), т. е. Владыка. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, ГТГ — Московский музей русского искусства. Основа — частное собрание П. М. Третьякова; с 1856 г. передана в дар Москве. Раздел древнерусского искусства содержит богатейшую коллекцию икон XI-XVII вв.
ГРАФЬИ (мн. ч.) (от греч. γραφος — начертанный) — углубленные линии, описывающие контуры рисунка, процарапанные по поверхности грунта (левкасу или штукатурке). Основная функция — сохранение контуров рисунка после наложения красочных слоев. Графить — процарапывать контуры. ГРАФЬЯ — 1. см. графьи 2. инструмент для процарапывания линий по поверхности грунта — игла с рукоятью-штыльком. ГРЕК ФЕОФАН — см. Феофан Грек ГРЕМИТКА — см. гремок ГРЕМОК, гремитка — шпатель, деревянная или металлическая лопатка для нанесения и разравнивания левкаса. ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВА ИКОНА — см. Андроникова икона Божией Матери ГРЕЧИН — грек; см. также Олисей Гречин ГРИВНА — 1. нашейное украшение, металлический обруч, ожерелье. Также гривной могла называться драгоценная привеска (часть убора) к иконе Спаса. См. также монисто. 2. весовая и денежная единица. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин — святитель, один из отцов церкви. Память 25 января (7 февраля) ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — святитель, один из отцов церкви. Память 10 (23) января ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — святитель, один из отцов церкви. Память 14 (27) ноября ГРИГОРИЙ ПЕЧЕРСКИЙ — преподобный иконописец, сопостник Алипия Печерского, возможно, из числа иконописцев, прибывших в Киев из Византии. Память 8 августа и 28 сентября ст. ст. ГРИЗАЙЛЬ (от франц. gris — серый) — монохромная живопись, живопись, выполненная в оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого. ГРУНТ — слой специального состава, наносимый поверх обработанной основы с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В иконописи грунт называется левкасом. ГРУНТОВЩИК — см. левкащик. ГТГ — см. Государственная Третьяковская галерея ГУАШЬ — краски, близкие по своему составу акварели, но отличающиеся большей кроющей способностью (менее прозрачны), а также живопись этими красками. ГУБКА, губка грецкая (т. е. привезенная из Греции) — морское беспозвоночное, используемое в живописной и позолотной работе, благодаря своему свойству впитывать большие количества жидкости. ГУЛЬФАРБА (от нем. golde Farbe — золотая краска) — по одним сведениям — желтая краска, имитирующая золото, по другим — клеящий состав под листовое золочение.
| ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |