![]() ![]() НАБУХАНИЕ — увеличение объема высокомолекулярного материала, вызванное поглощением жидкости и ее проникновением в межмолекулярное пространство. Набухание однородного материала обратимо. Неравномерное набухание различных слоев иконы может привести к необратимым повреждениям. НАЛЕПОК — технический прием перевода контуров рисунка на левкас в иконописи, при котором прорись, снятая с иконы-образца при помощи липкой краски (например, на основе чесночного сока), прикладывалась к левкасу новой иконы, оставляя видимый рисунок. Иногда налепком именовалась и прорись, предназначенная для данной технологии. НАДВРАТНАЯ ИКОНА, вратная икона — икона, установленная над воротами церкви, монастыря, города или дома. НАЛОЙ — см. аналой. НАМЕСТНАЯ ИКОНА — см. местная икона. НАОС (греч. ναος — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, от главных входных дверей до алтаря. НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ (от др.-рус. перси — грудь) — 1. Нагрудный крест священника, носимый поверх ризы. Четвероконечный с удлиненным нижним концом. До XVIII в. наперсный крест имели право носить только епископы. С 1794 г. введен как знак отличия всякого священника и иеромонаха. 2. — нательный крест, даваемый христианину при крещении. Носится под одеждой. НАРАСТАНИЕ — техника иконописи в одной из старообрядческих школ, при котором образ постепенно «наращивался»: сперва писался скелет, затем мускулатура, кожа, одежда, волосы и т. д. НАРТЕКС (греч. ναρθηξ — ларец, шкатулка), притвор — входное помещение, пристраиваемое с западной части христианского храма и предназначенное для лиц, не имеющих права входить внутрь главного помещения. Встречается двойной нартекс: внешний (экзонартекс) и внутренний. НАСЕЧКА — ритмически положенные штрихи пробелов. НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ — произведение живописи, исполненное на поверхности кладки стены, потолка или свода здания. НАСТИЛКА — то же, что паволока. НАЧАЛА — см. ангелы.
НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ — см. Явление Христа Марии Магдалине. НЕДЕЛЯ ВАИЙ — см. Вход в Иерусалим
НЕОКЛАДНЫЙ ОБРАЗ — икона без оклада.
НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ, Нерукотворенный образ — см. Спас Нерукотворный.
НЕСТОРИАНСТВО — еретическое учение, созданное в 428-431 гг. константинопольским патриархом Несторием, утверждавшим, что Христос, рожденный человеком, впоследствии воспринял Божественную природу. Учение осуждено на Эфесском соборе в 431 г. Несторианство, совместно с арианством — ереси, к которым иконоборческие богословы традиционно пытаются свести почитание икон.
НЕФ (франц. nef от греч. ναυς — корабль) — часть храма — вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн (столбов). В трехнефной базилике выделяют главный и два боковых нефа. Поперечный неф именуют трансептом.
НЕЯТНАЯ (икона) — см. ятный. НИКОЛА — см. Николай Мирликийский.
НИКОЛАЙ УГОДНИК- см. Николай Мирликийский. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ- см. Николай Мирликийский.
НИТЬ — гибкое и прочное тело с малыми поперечными размерами, значительной длины. Пригодное для изготовления текстильных изделий, шитья, вышивки, вязания и т. д.
НУТРОВЫЕ ПАЛАТЫ [нутро́вые] (мн. ч.) — изображение архитектурных сооружений на заднем плане иконописной композиции, данное изнутри, с отсутствующей передней стеной. В русской иконописи появляется с XVII в.
ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН — чудесное самопроизвольное прояснение изображения на иконах. ОБРАЗ — см. икона ОБРАЗЕЦ — контурный рисунок для перевода на икону, то же, что прорись. ОБРАЗНИК — иконописец. ОБРАЗОПИСЕЦ — иконописец.
ОБРЕЗ — торец, боковая сторона иконы, киота, книги и т. п. ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ — праздник православной церкви, отмечаемый 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2; 21). Икона «Обрезание Господне» чрезвычайно редка. ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — общее именование праздников православной церкви: 24 февраля ст. ст. (9 марта нов. ст.), установлен в память первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи; 25 мая ст. ст. (7 июня нов. ст.) — в честь третьего обретения ОБРОННЫЙ ОКЛАД — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки (в отличие, например, от басменноого или сканного (филигранного) окладов). ОБЪЁМ — в изобразительном искусстве иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.
ОГРАДА — в иконописи стена, соединяющая здания. Является символическим и композиционным объединяющим элементом в композиции. ОДЕСНУЮ (нареч.) — справа; см. также ошуюю
ОДР — ложе, постель. ОЖИВКИ (мн. ч.) — см. движки. Оживать — накладывать завершающие белильные штрихи. ОЗОРОЧКИ (мн. ч.) — зрачки глаз.
ОКОННИЦА ПАЮСНАЯ — приспособление иконописца для снятия прорисей с икон, деревянная рамка с растянутым на ней рыбьим пузырем. ОКРУЖОК — окружность (чаще всего нимба). ОКСИЯ, острое ударение — знак ударения в виде надстрочной запятой в церковнославянском письме. Ставится над ударной гласной в начале или середине слова. Ср. вария ОЛИБАН (лат. olibanum из араб.) — ладан ОЛИСЕЙ ПЕТРОВИЧ ГРЕЧИН — иконописец, по национальности, вероятно, грек (отсюда прозвище Гречин), работавший в Великом Новгороде в XII—XIII веках. Имя Олисея Гречина известно по летописям. Олисей был священником, в 1193 году претендовал на новгородское епископство. В 1973—1977 годах археологами в Новгороде в Троицком раскопе была открыта усадьба, а в её составе иконописная мастерская, принадлежавшая Олисею Петровичу. Были найдены заготовки икон, оклады, образцы красок, инвентарь художника, а также около 20 берестяных грамот из переписки Олисея. По одной из гипотез Олисей Гречин был главой артели изографов, создавших фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году. ОЛИФА, олихва (греч. αλειφα — мазь, масло), вареное масло — пленкообразующее вещество на основе растительного масла. Используется для предварительной подготовки поверхности под живопись и золочение, изготовления красок, а также для завершающего покрытия красочного слоя в процессе олифления. ОЛИФЛЕНИЕ — завершающий процесс в иконописи, окончательное покрытие тонким слоем олифы красочного слоя для предохранения от неблагоприятных воздействий, для усиления яркости живописи и придания общности красочного тона. ОЛИХВА — см. олифа
ОПЕРМЕНТ — то же, что аурипигмент ОПИСЬ — прорисовка темной (чаше всего темно-коричневой) краской черт лица, контуров головы и др. деталей.
ОПОЯСЬЕ — белая (светлая) ткань, которой опоясываются во время крещения. ОПУШЬ — 1. тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного цвету или позолоте иконы. 2. меховая обшивка края шапки или края одежды. ОРАНТ (лат. — молящийся) — в иконописи персонаж, представленный в молитвенной позе.
ОРАРЬ (лат. — молиться) — знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и крылья ангельские. ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов и использующийся для украшения предметов или архитектурных сооружений. ОРТОДОКСИЯ (греч. ορθοδοξεω — иметь правильное мнение) — неизменное следование исходным принципам какого-либо учения, исключающее даже незначительные отклонения от него. ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ — предметы крестных мук Иисуса Христа: крест, на котором был распят Спаситель, копие, которым Он был пронзен, трость с губкой, смоченной уксусом, чтобы смочить Его уста. Иногда к ним добавляются гвозди, плеть (бич), терновый венец и т. д. Изображаются в составе многих символических композиций. ОСВЯЩЕНИЕ (свячение) ИКОН — церковный обряд призвания благодати, благословения и освящения иконы ОСИОС ЛУКАС (греч. Οσιος Λουκας) — монастырь в Фокиде, названный в память Луки Элладского. ОСНОВА — составная часть произведения живописи: в иконописи это доска, холст, металлическая пластина; в монументальной живописи — кладка стены, потолка, свода. ОСОБНАЯ ИКОНА — см. собинная икона ОСТРОУХОВ Илья Семенович (1858-1929) — российский живописец, передвижник. Собиратель русской живописи, в т. ч. икон. Коллекция иконописи переданна в Третьяковскую галерею ОТБОРКА — моделировка выпуклых частей лица и тела тонкими светлыми короткими линиями-штрихами. Отборка в рогожку — моделировка штрихами, положенными в сетку. ОТВОДКА — красочная линия на границе лузги и ковчега.
ОТМЕТКИ — см. движки ОТСТОЙ — осадок, получаемый в результате отстаивания взвеси. Отстаиванием получают твореное золото, серебро и порошки других металлов. ОТТЕНОК — небольшое отличие одного цветового тона, нюанс цвета. ОТЦЫ ЦЕРКВИ, святые отцы — христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако, к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени. ОТШЕЛЬНИК аскет, анахорет, человек, отрекшийся от жизни в мире, среди людей, удалившийся в уединенное место. ОФЕНЯ — мелкий торговец-разносчик. ОХРА, вохра (от греч. ωχρος — бледный)- природный пигмент, земляная краска. Цвет от желтого до красно-коричневого — в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли. ОХРЕНИЕ, вохрение — в иконописи тонко положенный слой краски охристого тона, а также совокупность слоев моделировки высветленных частей личного письма. Охрением достигается постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым путем наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил). Различают охрение плавью и в отборку. ОШУЮЮ, ошую (нареч.) — слева; см. также одесную | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |